Оптогенетика позволила перехватить контроль над движениями червя

Канадские ученые разработали метод превращения нематоды Caenorhabditis elegans в управляемого мягкого робота. Они парализовали червя, чтобы лишить его возможности управлять своими мышцами, и оптогенетически модифицировали его клетки, благодаря чему исследователи смогли самостоятельно активировать группы мышц червя, облучая их лазером. В качестве демонстрации они показали, как управляемый лазером червь прополз сквозь лабиринт и добрался в определенную точку. Статья опубликована в Science Robotics.

Миниатюризация роботов — сложный процесс, который пока идет медленно из-за нескольких трудностей. Во-первых, если речь идет о роботах размером с насекомых и меньше, их разработчикам зачастую попросту негде брать настолько мелкие актуаторы, аккумуляторы и другие элементы. Во-вторых, при масштабировании роботов действующие на них силы масштабируются по-разному, что вынуждает учитывать это при разработке.

Инженеры решают эти трудности двумя путями: одни непосредственно работают над созданием микророботов и их компонентов, а вторые предлагают брать за основу небольшие живые организмы, приспособленные к своей среде в результате эволюции, и оснащать их электронными компонентами. Самый популярный модельный организм для превращения в киборга — это таракан. В большинстве случаев тараканами управляют косвенно, стимулируя электрическими органами усы или церки, что заставляет животное считать, будто оно столкнулось с препятствием, и поворачивать в соответствующую сторону. Благодаря простоте управления исследования в этой области доступны почти любым группам исследователей, и даже продаются готовые устройства для управления. Но вместе с этим при таком подходе управление имеет низкую точность и насекомое проводит существенную часть времени на неоптимальной траектории. Более точное управление требует наличия множества электродов для разных мышц тела, а также подавления собственных двигательных импульсов животного.

Ученые из Университета Торонто под руководством Синьюя Лю (Xinyu Liu) научились полностью захватывать контроль над нематодами вида Caenorhabditis elegans, точечно активировать конкретные области мышц и благодаря этому управлять движением таких червей в реальном времени. В обычных червях этого вида клетки боковых мышц тела активируются, когда двигательные нейроны выделяют ацетилхолин. Ученые использовали генно-модифицированных червей, в мышечных клетках которых есть ионные каналы, активируемые светом. А для того, чтобы заблокировать собственное управление C. elegans, исследователи ввели им ивермектин, который гиперполяризует нейроны, мешая им передавать импульсы к мышечным клеткам, что фактически парализует организм. Таким образом исследователи получили возможность контролировать движение червя светом.

Для точного управления ученые сначала исследовали движение нематоды, отслеживая активность мышц по состоянию ионов кальция в них, чтобы воссоздать его при помощи лазера. Они установили, что движения описывается двумя синусоидальными кривыми, смещенными друг от друга по фазе: одна описывает активность мышечных клеток, а вторая характеризует изгиб тела.

Установив схему прямолинейного движения червей и поворотов, ученые собрали тестовый стенд для управления. Он состоит из микроскопа с камерой, лазером и жидкокристаллической панелью перед ним, которая позволяет формировать из единого лазерного пучка отдельные засвеченные области, чтобы стимулировать не весь организм, а только конкретные мышечные области. Стимулируя три области (две с одной стороны тела и одну с другой), система заставляет червя изгибаться и продвигаться вперед. Также они создали алгоритм, который отслеживает текущую форму нематоды, чтобы рассчитывать соответствующие лазерные импульсы и удерживать ее на заданной траектории.

Ученые продемонстрировали несколько примеров управления организмом. В некоторых из них он просто полз по прямой или поворачивал, а в одной из демонстраций червь прополз через лабиринт, огибая стены и ответвления:

В этой работе движение подконтрольного организма ограничено лишь тестовым стендом, но ранее другие ученые показали, как небольшая оптогенетическая система позволяет управлять свободным полетом стрекозы.

Похожий на цветок розы мягкий манипулятор поможет собрать урожай