Полет стрекозы-киборга сняли на видео

Исследователи из Лаборатории Чарльза Старка Дрейпера опубликовали видеозапись полета стрекозы-киборга, созданной в рамках проекта DragonflEye. Кратко о проекте можно прочитать на сайте лаборатории.

На сегодняшний день создание насекомого-киборга не представляет технической сложности, достаточно внедрить электроды, вызывающие сокращения нужных мышц. Однако такой подход ограничивает круг насекомых, на которых ученые могут проводить эксперименты — подключаемое аппаратное обеспечение получается громоздким и его могут использовать, как правило, только крупные насекомые.

О проекте DragonflEye впервые стало известно в начале 2017 года. В рамках проекта вместо прямого подключения электродов к мышцам используется техника оптогенетики, которая активирует нужные нейроны с помощью света. Для проекта были разработаны специальные тонкие оптроды (световоды), которые позволяют избирательно активировать отдельные нейроны, контролируя передвижение даже не очень «грузоподъемных» насекомых, в том числе стрекоз. При этом оптроды могут не только активировать нейроны, но и выступать в роли датчиков, регистрируя по световому излучению активность нейронов.

В опубликованном видео видно, как стрекоза-киборг шевелит ногами и крыльями, а также пролетает небольшой отрезок по прямой. Для питания аппаратного обеспечения в ролике используется внешний источник света, направляемый на панель солнечных батарей на спине насекомого. Судя по внешнему виду «рюкзака», исследователи все еще работают над конструкцией и эргономикой аппаратного обеспечения. В будущем ученые рассчитывают на полноценное управление насекомыми и уменьшение габаритов системы, за счет объединения всех компонентов на одном чипе. Также планируется реализовать питание «рюкзака» от солнечного света

Сама по себе идея создания киборгов из насекомых не нова. Например, с помощью нейромышечных электродов можно заставить бронзовку менять походку, а в 2013 году была даже коммерческая реализация идеи насекомых-киборгов — можно было заказать комплект оборудования для превращения таракана в радиоуправляемого Bluetooth-киборга. В перспективе насекомые-киборги смогут выполнять различные задачи: сбор информации с помощью дополнительных датчиков, перенос небольших грузов или опыление растений.

Российские научные организации и вузы потеряли доступ к одной из крупнейших в мире баз научных статей Web of Science, которой управляет компания Clarivate. О прекращении доступа сообщил телеграм-канал Russian Research, информацию об отключении подтвердил вице-президент РАН Алексей Хохлов. В середине марта Clarivate заявила, что прекращает всю коммерческую деятельность в России в связи с военными действиями российских войск в Украине.