Австралийский зоолог встретил жука-«антиводомерку»

Австралийского жука из семейства водолюбов застали за необычным поведением. Насекомое ходило в воде, перевернувшись спиной вниз и опираясь ногами о нижнюю сторону поверхностной пленки. Похожим образом передвигаются клопы-водомерки, однако они скользят по верхней стороне границы между водой и воздухом. Как отмечается в статье для журнала Ethology, натуралисты и раньше сообщали о жуках-«антиводомерках», однако подробно описать такое поведение и запечатлеть его на видео удалось впервые.

Клопы-водомерки (Gerridae) широко известны благодаря способности ходить по воде. Эти насекомые удерживаются на поверхностной пленке воды за счет легкого веса и несмачиваемых волосков на ногах. Похожими навыками обладают некоторые пауки, например, отдельные представители семейства Pisauridae. А улитки Sorbeoconcha physidae научились ползать вниз головой по нижней стороне поверхностной пленки воды.

Согласно ряду сообщений, среди жуков также есть виды, представители которых передвигаются, опираясь на границу между водой и воздухом — но не над водой, как водомерки, а под ней. К сожалению, упоминания о подобном поведении редки и отрывочны; кроме того, его никогда не фиксировали на пленку.

Австралийскому зоологу Джону Гульду (John Gould) из Ньюкаслского университета выпала возможность лично понаблюдать за жуком-«антиводомеркой». В одну из октябрьских ночей 2015 года ученый проводил полевые работы на горном хребте Ватаган в австралийском штате Новый Южный Уэльс. В небольшой луже Гульд заметил мелкого, длиной от шести до восьми миллиметров, неопознанного жука — вероятно, какого-то водолюба (Hydrophilidae). Вместо того чтобы плыть или идти по поверхности воды подобно водомерке, насекомое ползло по нижней стороне поверхностной пленки, перевернувшись ногами вверх и спиной вниз.

Время от времени жук останавливался ради короткого отдыха. При этом ряби вокруг его лап не появлялось — а значит, целостность поверхностной пленки не нарушалась. Все время, что Гульд наблюдал за жуком и снимал его на видео, тот продолжал держаться чуть ниже границы воды и воздуха, не уходя на глубину и не появляясь на поверхности.

Гульд и его коллега Хосе Вальдес (Jose W. Valdez) из Немецкого центра интегративных исследований биоразнообразия отмечают, что пока неясно, какие именно приспособления позволяют жуку передвигаться столь необычным образом. Возможно, его ноги, как у водомерок, покрыты гидрофобными волосками. А пузырек воздуха, который Гульд заметил на брюшке насекомого, может обеспечивать выталкивающую силу, прижимающую насекомое к нижней стороне поверхностной пленки. Кроме того, данный пузырек может содержать запас воздуха, чтобы дышать под водой.

Исследователи полагают, что ходьба по нижней стороне поверхностной пленки позволяет жуку искать пищу в водной среде без необходимости вырабатывать специализированные адаптации, необходимые, например, для плавания. Это значит, что такое насекомое может одинаково успешно передвигаться под водой и на суше. При этом, поскольку «антиводомерка» не производит ряби, она может быть менее заметной для подводных хищников, чем если бы плавала по поверхности воды. Возможно, поверхностная пленка также отчасти маскирует насекомое от наземных и воздушных хищников.

Джон Гульд не в первый раз фиксирует необычное поведение австралийских беспозвоночных. Например, мы рассказывали о том, как он застал слизня Lehmannia nyctelia за спуском по слизистому мостику, соединяющему забор с кусочком гравия. А другого слизня, красного треугольника Triboniophorus graeffei, ученый уличил в создании липких капканов для лягушек.

Красные огненные муравьи добрались до Европы