В балтийском янтаре обнаружили паразитирующий на муравьях гриб

В образце балтийского янтаря палеонтологи обнаружили муравья-древоточца, пораженного грибом-паразитом. Ученые отнесли гриб к новому роду и виду — Allocordyceps baltica. Он был похож на современный кордицепс Ophiocordyceps unateralis, который известен тем, что манипулирует поведением муравьев. Исследование опубликовано в журнале Fungal Biology.

Самая большая группа грибов — сумчатые грибы, или аскомицеты (Ascomycota). Эти грибы получили свое название из-за аска (сумки) — структуры, которая появляется в результате полового процесса и содержит несколько аскоспор. Сумки у большинства видов расположены в плодовых телах, которые могут развиваться непосредственно на мицелии или же на плотном сплетении гиф — строме.

К аскомицетам относятся, к примеру, такие грибы, как трюфели (Tuber spp.), сморчки (Morchella spp.), пекарские дрожжи (Saccharomyces cerevisiae), пенициллы (Penicillium spp.), спорынья (Claviceps spp.). Среди сумчатых грибов много энтомопатогенных видов — паразитов насекомых и других членистоногих. Они относятся к порядку гипокрейных (Hypocreales). Самые известные из них — кордицепсы (семейства Cordycipitaceae и Ophiocordycipitaceae).

На муравьях-древоточцах (Camponotini) паразитируют кордицепсы, относящиеся к комплексу видов Ophiocordyceps unateralis. Эти грибы широко известны тем, что меняют поведение хозяина: после заражения муравей уходит из колонии и забирается на какое-нибудь растение. Муравей закрепляется на нем челюстями, которыми больше не может управлять — это явление известно как «мертвая хватка» (death grip). Затем насекомое умирает и из него прорастает строма с плодовыми телами, которые распространяют аскоспоры. Ученые показали, что в тропиках зараженные муравьи в качестве растительного субстрата выбирают листья, а в умеренных широтах — стебли или ветки, так как осенью листья опадают. Недавно биологи выяснили, как кордицепс влияет на работу нервной системы хозяина — паразит лишает муравья обоняния и нарушает циркадные ритмы и передачу нейромедиаторов.

Впервые в палеонтологической летописи паразитические гипокрейные грибы появляются в начале позднего мела (около 99 миллионов лет назад) — об этом свидетельствует находка в бирманском янтаре паразита кокцид (Coccoidea) — Paleoophiocordyceps coccophagus. Кайнозойские окаменелости включают в себя ископаемые остатки паразитов сеноедов (Psocoptera) — кордицепсов Polycephalomyces baltica из балтийского и Ophiocordyceps dominicanus из доминиканского янтаря. Гипокрейные грибы, паразитирующие на муравьях, до сих пор не были найдены. Ученые обнаружили лишь косвенное свидетельство паразитирования кордицепса на муравьях — окаменелый лист из карьера Мессель в Германии (возраст — примерно 48 миллионов лет) со следами «мертвой хватки».

Палеонтологи Джордж Пойнар (George Poinar) из Университета штата Орегон и Ив-Мари Мальтье (Yves-Marie Maltier) из Франции изучили образец балтийского янтаря (его возраст — от 45 до 55 миллионов лет), который был обнаружен на Калининградском полуострове. В янтаре находился необычный инклюз — муравей, пораженный паразитическим грибом. Ученые определили, что муравей относился к муравьям-древоточцам (Camponotus sp.).

Исследователи обнаружили несколько стром, растущих из разных частей тела муравья. Только одна строма, которая росла из прямой кишки, содержала плодовые тела (перитеции) с сумками. У современных кордицепсов, паразитирующих на муравьях-древоточцах, строма с плодовыми телами вырастает из головы или переднеспинки насекомого. Это отличие позволило палеонтологам описать новый род и вид — Allocordyceps baltica.

Ученые отметили, что по находке в янтаре невозможно определить, управлял ли этот гриб поведением хозяина, как это делают современные виды. Исследователи заключают, что это первая находка гипокрейного гриба, паразитирующего на муравьях.

Ранее N + 1 рассказывал о другой находке паразитов в янтаре. В образце доминиканского янтаря ученые обнаружили клеща, который содержал в себе кровь приматов с паразитическими протистами из рода Babesia.

Палеонтологи разрешили вымершим гигантским марабу с острова Флорес летать

Вымершие гигантские марабу с острова Флорес, которых считали нелетающими, все же были способны к активному полету. К такому выводу пришли палеонтологи, проанализировав кости этих птиц, обнаруженные за последние двенадцать лет. Кроме того, исследователям пришлось отказаться от идеи, что флоресские марабу приобрели выдающиеся размеры за счет островного гигантизма. Как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, более вероятно, что они унаследовали эту черту от предков с континента. Согласно данной гипотезе, марабу с Флореса были одними из последних представителей эволюционной линии гигантских марабу.