Физики смогли ускорить спектроскопические измерения, скоррелировав длину волны каждой из компонент просвечивающего лазерного импульса с отдельной поляризацией. Это было сделано путем внесения фазового сдвига, зависящего от длины волны, между двумя сведенными вместе пучками с ортогональными поляризациями. Такой прием позволяет получать спектроскопическую информацию, измеряя только поляризацию света, что существенно увеличивает скорость детектирования. Исследование опубликовано в Optica.
Спектроскопия — важнейший метод физического эксперимента, который помогать как решать сугубо практические задачи, так и искать ответы на фундаментальные вопросы в физике. В его основе лежит анализ спектра света, испущенного либо поглощенного исследуемым объектом.
Классическая спектроскопия использует разделение световых пучков в пространстве в зависимости от их цвета (длин волн). Однако свет можно характеризовать бо́льшим количеством свойств. Например, помимо длины волны и направления в пространстве можно менять его временну́ю форму, поляризацию, волновой фронт и даже орбитальный момент. И если научиться связывать одну характеристику света с другой, то это можно использовать для новых режимов измерения и манипуляции свойствами вещества.
Физики из Финляндии и Канады под руководством Роберта Фиклера (Robert Fickler) из Университета в Тампере, Финляндия, продемонстрировали создание пучков света, в котором каждая спектральная компонента обладает уникальной поляризацией. Такие пучки были названы спектрально-векторными пучками. Спектрально-векторный свет можно использовать для проведения спектроскопического эксперимента, где измеряется не длина волны, а поляризация, что позволяет существенно ускорить процесс измерения.
Идея, лежащая в основе генерации спектрально-векторного света, основана на внесении фазового сдвига, зависящего от длины волны, между двумя, сведенными вместе пучками с ортогональными поляризациями. Самым простым способом сделать это оказалось введение временно́й задержки между пучками с помощью двулучепреломляющего кристалла, входя в который компоненты с разной поляризацией распространяются с разной скоростью. На выходе из кристалла компоненты будут иметь разность фаз, зависящую от длины волны, что выражается в различной поляризации результата их сложения. Связью длины волны с итоговой поляризацией можно управлять, меняя толщину кристалла и его ориентацию. Это свойство двулучепреломляющих кристаллов хорошо изучено и используется в волновых пластинках.
Чтобы реализовать описанную идею, авторы использовали титан-сапфировый лазер с длительностью линейно поляризованного импульса, равного 220 фемтосекундам. Его спектр имеет колоколообразную форму с центром на 808 нанометрах. В качестве двулучепреломляющего кристалла использовался двухмиллиметровый кристалл бета бората бария (BBO), разница между показателями преломления обыкновенного и необыкновенного лучей в котором составляет 0,12. Для управления поляризационным базисом генерируемых таким образом спектрально-векторных лучей физики использовали разнообразные волновые пластинки. Подбором параметров установки авторы добились того, что плоскость линейной поляризации поворачивается на 180 градусов от одного конца спектра до другого.
В первую очередь физики убедились, что спектр такого луча можно восстановить, измеряя только поляризацию. Для этого они экспериментально связали параметры Стокса с длиной волны, откалибровав таким образом установку для различных поляризационных базисов. После этого авторы провели серию спектральных манипуляций над светом, которые симулировали три процесса: узкополосное пропускание, узкополосное поглощение и быстроизменяющийся длинноволновый фильтр.
Симуляция заключалась в добавлении поглощающей маски в Фурье-плоскость пучка. Другими словами, физики раскладывали свет в спектр с помощью дифракционной решетки, после чего с помощью линз выстраивали лучи всех длин волн параллельно друг другу. Заглушая ту или иную компоненту с помощью препятствий, расположенных перпендикулярно лучам, авторы имитировали поглощение на соответствующей длине волны, после чего собирали лучи обратно. Обработка измерений параметров Стокса вновь собранного пучка позволила достаточно точно определить сделанные в спектрах изменения.
В третьем случае роль маски играли лопасти винта, двигающегося в Фурье-плоскости со скоростью 25,6 метров в секунду. Такая преграда симулировала систему с быстро изменяющимся спектром. Физики смогли добиться временно́го разрешения, равного 166 наносекундам (6 мегагерц). Авторы отмечают, что скорость измерения ограничивалась частотой повторения лазерных импульсов и временами отклика электроники в установке, и при оптимизации данных параметров она может достигать гигагерц.
В заключении исследователи отмечают, что представленная ими установка имеет ограничения при использовании ультракоротких импульсов со сверхшироким спектром (суперконтинуума). Несмотря на это, метод может быть расширен и для таких лазеров. Авторы провели численную симуляцию и вывели параметры, которые могли бы быть использованы для экспериментальной реализации приложенной идеи с супеконтинуумом.
Улучшение временно́го разрешения приборов позволяет узнать гораздо больше о веществе. Мы уже рассказывали, как благодаря этому физики увидели распределение энергии при фотосинтезе и засняли разрыв молекулы в высоком разрешении.
Марат Хамадеев
Для этого потребуется собрать вместе несколько сферических слоев с магнитооптическими свойствами
Физики из ИТМО при участии нобелевского лауреата Франка Вильчека численно нашли параметры метаматериала, чей магнитооптический отклик повторяет отклик гипотетических аксионов, если бы они существовали в реальности. Работа ученых открывает дорогу к экспериментам с эмерджентной аксионной электродинамикой. Исследование опубликовано в Physical Review B. Термин «аксион» для новых гипотетических частиц ввел впервые нобелевский лауреат Франк Вильчек (Frank Wilczek), назвав их так в честь стирального порошка — он предполагал, что эти частицы помогут «очистить» квантовую хромодинамику от трудностей, связанных с нарушением CP-симметрии. Сегодня аксионы остаются одними их главных кандидатов на темную материю, и их активно ищут как по астрофизическим данным, так и в наземных экспериментах. В физике, однако, существует и другой подход к исследованию частиц или явлений, которые были предсказаны, но не обнаружены приборами. Он основан на создании особым образом спроектированных сред, элементарные возбуждения в которых (квазичастицы) ведут себя подобно предполагаемым частицам. Ярчайшим примером этого принципа можно назвать исследование майорановских частиц, которые физики активно рассматривают в качестве кандидатов для элементной базы квантовых компьютеров. Аксионоподобные возбуждения (или эмерджентные аксионы) тоже были обнаружены — их нашли в магнитных твердых телах, однако там амплитуда их сигнала довольно небольшая. Однако, в метаматериалах эта ситуация может измениться — это показали Максим Горлач (Maxim A. Gorlach) и его коллеги из ИТМО при участии самого Франка Вильчека. Их работа также посвящена поиску аксионоподобных возбуждений. Ученые обратили внимание на то, что, существуй аксионы на самом деле, они проявят себя в виде дополнительных членов в уравнении Максвелла. С другой стороны, точно такие же члены можно воспроизвести с помощью правильного дизайна среды. Авторы численно показали это на примере магнитного диполя, окруженного аксионной средой. Им удалось подобрать метаматериал, состоящий из сферических слоев магнитооптического вещества и найти параметры, при которых возбуждение поля при таких условиях эквивалентно полям с реальными аксионными эффектами. Важной особенностью проведенных расчетов стало то, что предсказанная учеными константа взаимодействия с эмерджентными аксионами оказалась не только достаточно велика, но и поддавалась управлению за счет добавления или убавления слоев — в предыдущих исследованиях такой возможности не было. В работе физиков структура продемонстрировала аксионный отклик в микроволновой и терагерцовых областях. По мнению ученых, их моделирование открывает дорогу к созданию компактных установок для проверки свойств аксионной электродинамики. Ранее мы рассказывали, что в немецком исследовательском центре DESY стартовал эксперимент ALPS II, призванный обнаружить превращение фотонов в аксионы.