Ученые исследовали состав медных сплавов, из которых изготовлены древнеегипетские погребальные предметы (в основном — статуэтки-ушебти) периода упадка государственности на рубеже II–I тысячелетий до нашей эры, после окончания периода Нового царства. Результаты анализа показали, что в это время количество источников меди, которыми располагал Египет, значительно сократилось. Это не только говорит об ослаблении страны, утратившей доступ ко многим ресурсам металла, но и помогает в реконструкции картины торгово-обменных связей на Ближнем Востоке в эпоху раннего железного века. Об исследовании сообщает статья в издании Journal of Archaeological Science: Reports.
В XII веке до нашей эры, в период правления царей XX династии, Египет вступил в полосу затяжного кризиса центральной власти. При Рамсесе XI (приблизительно 1105–1078 годы до нашей эры), последнем фараоне Нового царства, он вылился в гражданскую войну, которая завершилась фактическим расколом страны. В Верхнем Египте, в Фивах, власть захватило высшее жречество (стоявший во главе его Херихор даже принял официальный царский титул), на севере, где формально сохранялась власть фараона, возвысился знатный придворный Несубанебджед, известный из сочинения Манефона под именем Смендес. Он же после смерти Рамсеса XI стал основателем новой, XXI династии.
Внутренние неурядицы привели и к падению международного статуса Египта. Оно ярко проиллюстрировано в знаменитом литературном источнике XI века до нашей эры — папирусе «Путешествия Уну-Амона», в котором описываются злоключения жреца, направленного при Рамсесе XI в финикийский Библ для закупки кедра. Уну-Амон столкнулся с пренебрежением со стороны правителей нескольких городов, несмотря на то, что культурное влияние, которое оказывал Египет на Левант в течение многих столетий, сохранялось и в это кризисное время. В археологии Ближнего Востока оно определяется как ранний железный век, но традиции культурной преемственности с предыдущей эпохой бронзы были еще достаточно сильны.
Вернуть былое величие Египет уже не мог, добиваясь лишь эпизодических успехов, таких как военная экспедиция фараона-основателя XXII династии Шешонка l в Иудею. Теряя свое влияние на сопредельные страны, Египет утрачивал и доступ к источникам металла, в первую очередь меди. В период Нового царства он получал ее из множества рудников, находившихся в разных районах: на Синае, в Нубии, в Юго-Западной Азии, на Кипре. Между тем среди археологических памятников, дошедших от эпохи кризиса (в египтологии она носит название Третьего переходного периода), есть находки бронзовых изделий. В их число входят и предметы погребального ритуала. Это означает, что фараонам все-таки удавалось доставлять медь из каких-то источников, хотя их количество должно было заметно сократиться.
Израильские исследователи во главе с археологом Ширли Бен-Дор Эвиан (Shirly Ben-Dor Evian) из Тель-Авивского университета проанализировали состав медных сплавов, из которых отлиты артефакты, обнаруженные в гробницах XI–VIII веков до нашей эры. Ученых интересовало содержание свинца, олова, мышьяка, сурьмы и других примесей, по которым можно установить, из какого месторождения происходит медь. Пробы были отобраны с шести экспонатов Израильского музея в Иерусалиме. Это четыре статуэтки-ушебти из гробниц Таниса (столицы XXI династии) и два памятника VIII века: фигурка (возможно, тоже ушебти) фараона XXIV династии Бакенранефа (Бокхориса) из Саиса и скарабей с именем фараона Шабаки из XXV — так называемой Кушитской — династии.
Для того чтобы выявить места, в которых отсутствуют позднейшие загрязнения, искажающие результат, все предметы были обследованы под стереомикроскопом и подвергнуты рентгенографии. Затем ученые определили состав отобранных проб (по 30–70 миллиграмм) методами масс-спектрометрии и атомно-эмиссионного спектрального анализа. Все измерения для каждого образца производились дважды, чтобы исключить лабораторное загрязнение.
Оказалось, что ушебти XXI династии, изготовленные в XI–X веках до нашей эры, отличаются гораздо меньшим содержанием свинца (от 0,21 до 0,79 процента), чем более поздние предметы (скарабей содержит 3,87, а статуэтка Бакенранефа — 10,82 процента). По изотопному составу танисские артефакты близки к меди из рудников в районе Вади-Файнан и в долине Тимна, располагавшихся на границе Синая и Аравийской пустыни. По-видимому, поступление металла оттуда в эту эпоху было достаточно стабильным, но из других источников фараоны в это время медь не получали. Примеси олова — от 0,35 до 1,54 процента — скорее всего, появились в металле, из которого отлиты ушебти, из-за загрязнения тиглей. Аналогичное явление знакомо археологам по исследованиям более ранней литейной мастерской эпохи Нового царства в Пер-Рамсесе.
Что касается предметов, датируемых VIII веком до нашей эры, повышенное содержание свинца в них может быть интерпретировано как результат преднамеренного легирования меди этим металлом, особенно в случае статуэтки. Полагая, что содержание свинца в медной руде не превышает двух — пяти процентов, исследователи попытались по соотношению изотопов установить, откуда происходит свинцовая добавка. Наиболее вероятными ее источниками оказались месторождения на Сардинии, в районе Эгеиды и на юге Аравийского полуострова, наименее вероятными — Египет и Анатолия. Следовательно, в это время свинец доставлялся в Египет издалека. В сплаве статуэтки найдены также олово (которое могло попасть в него из тигля), мышьяк и сурьма. Меднорудные месторождения Вади-Файнан и долины Тимна практически не содержат этих примесей, поэтому, скорее всего, медь происходит из другого места. Состав сплава, использованного для отливки скарабея, не позволяет уверенно судить о происхождении его ингредиентов. Ученые полагают, что они также привезены из разных регионов.
Полученные результаты показывают, что география источников, из которых Египет получал столь востребованный ресурс, как металлы, за два века кризисной эпохи изменилась. Очевидно, фараоны за это время утратили возможность пользоваться рудниками в долине Тимна и в Вади-Файнан, но сумели изыскать другие пути получения ценного товара, не связанные с контролем над каким-либо определенным месторождением.
Ранее археологи сумели выплавить медь по древнеегипетской технологии, используя сырую древесину и ослиный навоз, а также узнали с помощью серии экспериментов и металлографического анализа, как скифы отливали бронзовые наконечники для стрел.
Останки возрастом около 4000 лет нашли в пещере на севере страны
Коллектив испанских ученых исследовал останки двух людей, найденные в пещере Куэва-Паломера. Они принадлежали взрослым мужчинам, жившим около 2014–1751 годов до нашей эры, то есть в эпоху ранней бронзы. На их костях палеопатологи обнаружили многочисленные предсмертные повреждения, свидетельствующие о том, что оба человека стали жертвами убийств, произошедших примерно в одно и то же время. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Advances.