Дания станет первой страной в мире, которая примет на вооружение ВВС электросамолеты. Как сообщает Pipistrel, два легких двухместных учебно-тренировочных самолета Velis Electro доставят в летную школу в Карупе в сентябре.
Большинство существующих моделей электросамолетов — это небольшие летательные аппараты малой пассажировместимости. Они предназначены в основном для учебно-тренировочных полетов и частного использования. Например, власти округа Фресно в Калифорнии планируют проводить на них начальную подготовку пилотов. Но разработки электрических пассажирских самолетов тоже ведутся в Израиле, США и Франции.
Velis Electro — первый в мире полностью электрический самолет, получивший сертификат типа от Европейского агентства авиационной безопасности EASA. Этот сертификат подтверждает, что самолет соответствует нормам летной годности, определяемых воздушным законом Европейского союза, и пригоден для полетов в своей категории.
Velis Electro построен на базе поршневого самолета Pipistrel Virus SW 121. У него размах крыла 11 метров и взлетный вес 600 килограмм. Самолет оснащен электрической силовой установкой E-811 мощностью 58 киловатт и трехлопастным композитным воздушным винтом с фиксированным шагом. Питается электродвигатель от двух литиевых аккумуляторов общей емкостью 25 киловатт-час с жидкостной системой охлаждения. Время полной зарядки зависит от температуры окружающей среды и изношенности батареи и может занимать до двух часов. Крейсерская скорость самолета — до 180 километров в час, практический потолок — 3700 метров.
Первой страной в мире, которая примет на вооружение ВВС электросамолеты, станет Дания. Она приобретет два учебно-тренировочных самолета Velis Electro в аренду на два года. Их доставят в летную школу в Карупе в сентябре. Предполагается, что электросамолеты будут использовать для тренировок пилотов в дополнение к Saab T-17 Supporter.
Электросамолеты могут не только служить для тренировок пилотов, но и устанавливать рекорды. Ранее мы писали про немецкий Extra 330LE, который поставил рекорд скороподъемности на высоту трех тысяч метров. Он смог подняться на высоту трех тысяч метров за 4 минуты 22 секунды.
Василиса Чернявцева
Это может затормозить процесс сертификации
Прототип электрического аэротакси VX4 компании Vertical Aerospace потерпел крушение во время испытательного полета 9 августа 2023 года на аэродроме Котсволд в Англии, сообщает Aviation Week. Управление в момент аварии осуществлялось дистанционно, поэтому в результате жесткой посадки пострадал только сам летательный аппарат. Под аэротакси сегодня обычно подразумевают небольшие полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, которые способны перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей. Они позволят жителям быстро перемещаться между городом и пригородом, снижая нагрузку на общественный транспорт и уменьшая пробки на дорогах. На сегодняшний день разработкой собственных прототипов аэротакси занимается множество компаний, в том числе Volocopter, CityAirbus, Joby Aviation и Vertical Aerospace. Некоторые из них планируют уже в скором времени начать коммерческую эксплуатацию. Однако прежде чем летательные аппараты, построенные с применением новых технологий, будут допущены до серийного производства и появятся в небе над городами, компаниям необходимо доказать их безопасность и надежность. Для этого проводятся серии летных испытаний, большинство из которых обычно заканчивается успешно, но иногда все же случаются происшествия. Одно из них произошло 9 августа 2023 года с прототипом электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace на аэродроме Котсволд рядом с деревней Кембл на юго-западе Англии, где расположен летно-испытательный центр компании. Летательный аппарат совершил жесткую посадку на взлетно-посадочную полосу и частично разрушился. Судя по опубликованным в сети фотографиям, у VX4 сломано правое крыло и, предположительно, повреждено шасси. Менее месяца назад этот же прототип VX4 совершил первый полет без страховочных тросов и разогнался до 70 километров в час. В заявлении для инвесторов, компания сообщила, что инцидент произошел во время испытания, в котором имитировался отказ двигателя, сообщает Aviation Week. При этом VX4 пилотировался дистанционно и в результате крушения никто не пострадал. Успешное выполнение этого сценария позволило бы перейти к пилотируемым испытательным полетам с людьми на борту, однако теперь неясно когда это произойдет. Строительство второго прототипа еще не завершено, поэтому инцидент может сказаться на сроках сертификации, которую планировалось провести до конца 2026 года. Это не первое крушение прототипов аэротакси во время испытаний. В 2022 году в Калифорнии разбился электрический конвертоплан компании Joby Aviation. Перед этим он разогнался до 435 километров в час, что на сто километров в час превышало заявленную максимальную скорость. Прототип Joby тоже управлялся дистанционно.