Демографическое давление привело к росту насилия в Древней Японии периода Яей

Японские антропологи исследовали человеческие останки из кувшинных погребений на острове Кюсю периода среднего Яей (350 год до нашей эры – 30 год нашей эры) и выяснили, что в большинстве случаев свидетельства насилия встречаются чаще в районах с большим демографическим давлением. Однако высокий уровень доисторического насилия, видимо, стал результатом влияния множества факторов и должен исследоваться отдельно в каждом конкретном случае. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science.

Период Яей – это время бурного развития древнеяпонского общества. Обычно ученые относят его к 300 году до нашей эры – 300 году нашей эры, хотя результаты археологических исследований указывают, что нижняя хронологическая граница находится между 1000 и 800 годами до нашей эры, когда общество охотников-собирателей окончательно перешло к оседлому образу жизни. В период Яей активно развивались техника изготовления керамики, интенсивное рисоводство, а также обработка металла, технологии которой пришли из Китая и Кореи. Все это сопровождалось ростом населения. В то же время антропологи заметили, что на останках в захоронениях периода Яей значительно возросло количество свидетельств насилия, нежели на аналогичных находках прошлого периода Дземон.

В последнее время получила развитие гипотеза, что демографическое давление в сочетании с экологическими ограничениями и климатическими изменениями приводило к дефициту ресурсов и росту насилия. В рамках такого подхода недавно ученые из Франции и Великобритании повторно исследовали древний могильник Джебель Сахаба. Они пришли к выводу, что рост насилия в долине Нила позднего плейстоцена, вероятно, произошел из-за изменения климата, которое привело к фрагментации популяций и жесткой конкуренции за территорию.

Томоми Накагава (Tomomi Nakagawa) из Университета Нанзан совместно с японскими учеными исследовал причины насилия в Древней Японии периода Яей и искал их связь с плотностью населения. Антропологи сосредоточили свое внимание человеческих останках с характерными травмами из районов северного Кюсю, где были широко распространены кувшинные захоронения, проведены исчерпывающие археологические работы, а также установлены четкие датировки. Ученые ограничили хронологические рамки своего исследования периодом среднего Яей (350 год до нашей эры – 30 год нашей эры).

Антропологи установили, что половина травм на исследованных останках была предсмертной, что, по их мнению, указывает на межгрупповое насилие, а не на межличностное. Несмотря на тот факт, что в большинстве случаев наблюдалась корреляция между плотностью населения и количеством свидетельств насилия, но это характерно не для всех районов. Так, высокие уровни перенаселенности в районе холмов Микуни и центральной части Цукуси сопровождались малым количеством останков с травмами, тогда как противоположная картина наблюдалась в восточной части Цукуси и на Саваре. По мнению антропологов, эти расхождения свидетельствуют о том, что причина роста насилия не может быть объяснена исключительно демографическим давлением.

Ученые также рассмотрели гипотезу, что причиной насилия мог стать недостаток питания и территории. Результаты исследования показали, что детская смертность и соотношение полов в районах, где был обнаружен высокий уровень насилия, существенно не отличались от других районов. Такой маркер пищевого стресса, как гипоплазия эмали зубов, также не подтвердил, проверяемую гипотезу. Так, из 159 исследованных случаев лишь в двух они смогли обнаружить этот порок развития. Антропологи не нашли доказательств утверждению, что причиной роста насилия выступило социальное расслоение или развитие оружейных технологий в древнеяпонском обществе.

Исследователи заключили, что высокий уровень доисторического насилия, видимо, стал результатом влияния множества факторов и может быть исследован лишь в каждом конкретном случае, хотя статистические корреляции все же в целом указывают на то, что больше насилия происходило в районах с большим демографическим давлением.

Ранее на N + 1 мы рассказывали о других масштабных свидетельствах древнего насилия. Так, американский археолог выяснила, что рост насилия в эпоху бронзы вынудил женщин анатолии взяться за оружие, а на северо-востоке Сирии в среднем течении Евфрата археологи обнаружили старейший в мире военный мемориал.

В соляной шахте нашли детскую туфлю возрастом более 2000 лет