Северные гладкие киты, которые обитают в основном у восточного побережья США и Канады и находятся на грани исчезновения, с 1981 года стали на метр короче. Скорее всего, это связано с регулярным запутыванием в рыболовных снастях: запутавшийся кит тратит на освобождение много энергии, которая в противном случае шла бы на его рост — или, в случае кормящих самок, на производство молока для детеныша. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, резкое сокращение размеров тела — индикатор серьезного стресса, который северные гладкие киты испытывают по вине человека.
Большинство стран мира отказались от китобойного промысла еще в 1980 годах. Это позволило многим видам и популяциям китов, которые оказались на грани вымирания из-за чрезмерного промысла, частично или полностью восстановить численность. Однако в наши дни киты сталкиваются с новыми угрозами, от шумового загрязнения океана до антропогенных климатических изменений.
Например, северные гладкие киты (Eubalaena glacialis), некогда распространенные по всей Северной Атлантике, а сегодня сохранившиеся почти исключительно у восточного побережья США и Канады, все чаще погибают от столкновений с судами и запутывания в рыболовных снастях. Проблема приобрела такой масштаб, что рост численности этого вида около десяти лет назад сменился быстрым падением. По оценкам специалистов, в настоящее время в мире существует всего около 360 северных гладких китов — и, если не предпринять срочных мер по их защите, они могут вымереть в течение нескольких десятилетий.
Команда специалистов во главе с Джошуа Стюартом (Joshua D. Stewart) из Национального управления океанических и атмосферных исследований решила выяснить, как проблемы, с которыми сталкиваются северные гладкие киты, отразились на физическом состоянии представителей данного вида — а именно на длине их тела. Для этого они проанализировали аэрофотоснимки китов, сделанные в 2000-2002 годах в канадском заливе Фанди и в 2016-2019 годах — в американском заливе Кейп-Код.
В общей сложности исследователи провели 202 измерения 129 особей. Мониторинг популяции северных гладких китов ведется уже около сорока лет, так что у Стюарта и его коллег была возможность опознать каждую особь по наростам ороговевшей кожи на голове и выяснить ее возраст. Кроме того, исследователи отмечали все случаи, когда киты из их выборки или их матери запутывались в рыболовных снастях, но смогли освободиться из них.
Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что максимальная длина тела китов, рожденных в 2019 году, будет примерно на один метр меньше, чем у их сородичей, появившихся на свет в 1981 году. Это соответствует укорочению на 7,3 процента. Иными словами, в последние годы северные гладкие киты сталкиваются со значительной задержкой роста.
Авторы объясняют ее в первую очередь участившимися случаями запутывания в рыболовных снастях. Запутавшиеся киты тратят на освобождение от снастей много энергии, которая в противном случае пошла бы на обеспечение роста. А если в снастях оказывается кормящая самка, то она производит меньше молока, что отрицательно сказывается на росте детеныша. Также вклад в задержку роста китов могут давать стресс из-за судоходства и столкновений с судами и изменения в доступности кормов, связанные с климатическими изменениями.
Стюарт и его соавторы отмечают, что у усатых китов размер тела матери положительно коррелирует с размером тела потомства. Это значит, что самки, которые из-за антропогенного стресса не достигли максимальной возможной длины, дадут начало более мелким детенышам.
Исследователи заключают, что, хотя главной угрозой для северных гладких китов считается гибель из-за судов и рыболовных снастей, даже несмертельные запутывания оказывают на их популяцию негативное влияние. Постоянный стресс, в котором эти животные находятся по вине человека, замедляет их рост и снижает репродуктивный успех, что делает их более уязвимыми к изменениям климата.
Сезон размножения 2020-2021 годов выдался для северных гладких китов довольно успешным: на свет появилось 17 детенышей. Это лучший результат с 2015 года. Однако, к сожалению, чтобы компенсировать убыль популяции, рождаемость должна быть выше.
Сергей Коленов