Британские ученые выяснили, что между физической активностью и эмоциональной саморегуляцией существует положительная связь в детском возрасте. Физическая активность предсказывала успеваемость в школе через эмоциональную саморегуляцию у семилетних детей и через поведенческую регуляцию у одиннадцатилетних. Ученые считают, что это исследование должно стать основанием для разработки дополнительных программ увеличения физической активности среди детей. Исследование опубликовано в PLoS One.
Саморегуляция — это умение контролировать эмоции и поведение в зависимости от требований ситуации. На ее развитие влияют внутренние (генетика и физиология) и внешние факторы, к которым, например, относятся уход за ребенком, социально-экономическое положение семьи и школа. Существует три составляющих саморегуляции: когнитивная, эмоциональная и поведенческая регуляции. Первая отвечает за контроль мыслей и действий при достижении цели. Эмоциональная регуляция — это управление эмоциональными реакциями, то есть способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя при этом возможность спонтанных реакций, но откладывать их в случае необходимости. Последняя, поведенческая регуляция, заключается в отказе от некоторых желанных действий и управление вниманием при достижении цели.
Влияние физической активности на психические процессы интересует исследователей уже в течение нескольких десятилетий. Так, ученые, благодаря функциональной магнитно-резонансной томографии, уже знают, что физические упражнения повышают активность префронтальной коры головного мозга детей (она же поражается при низкой физической активности). Причем ученые уже знают, что физическая активность связана с процессами психической саморегуляции. Последней приписывают важную роль в академической успеваемости, из-за чего предполагается, что физическая активность через развитие психической саморегуляции положительно влияет на успехи детей в учебе. Однако точность этой связи пока оставалась под вопросом.
Систематический обзор исследований показал, что физическая активность и академическая успеваемость положительно коррелируют у детей из более бедных семей. Из этого ученые сделали вывод, что, в целом, физическая активность может помогать обездоленным детям повысить академические результаты через влияние на саморегуляцию. Чтобы окончательно убедится в связи этих трех факторов, Фотини Василопулос (Fotini Vasilopoulos) и Мишель Эллефсон (Michelle R. Ellefson) из Кембриджского университета, исследовали данные детей, которые в возрасте семи лет носили акселерометры на правом бедре в течение семи дней подряд в часы бодрствования, а в возрасте 14 лет — на запястье недоминантной руки в течение двух суток: одни сутки в будний день, а другие — в выходной. В первую выборку (семь лет) попало 4043 детей (мальчиков и девочек было поровну), во второй (14 лет) остался 81 процент (3275 детей).
В возрасте семи лет родители оценивали эмоциональную регуляцию ребенка с помощью опросника социального поведения детей по следующим четырем пунктам: «Ребенок показывает перепады настроения», «перевозбуждается», «легко расстраивается» и «действует импульсивно». На каждое утверждение родители могли ответить «неправда», «правда» и «определенно правда». В этом же возрасте эмоциональную регуляцию оценивал школьный учитель, отвечая на пункты «Беспокойный, гиперактивный, не может долго оставаться на месте» и «Легко отвлекается, низкая концентрация» таким же образом. В дальнейшем учитель в возрасте 11 лет и родители в возрасте 14 лет повторно оценивали эти утверждения.
Поведенческая регуляция оценивалась в то же время, что и эмоциональная. В возрасте семи лет родители оценивали два пункта: «Ребенок упорствует перед лицом сложных задач» и «переходит к новой деятельности после завершения задачи». Учитель оценивал утверждения «доводит задачи до конца», «может остановиться и подумать, прежде чем действовать» и «часто выходит из себя». Дальнейшая оценка производилась так же, как и в случае с эмоциональной регуляцией.
Моделирование структурных уравнений со скрытыми переменными показало, что физическая активность положительно и достоверно предсказывает эмоциональную регуляцию в возрасте семи (p < 0,001), 11 (p < 0,001) и 14 лет (p < 0,001). Однако физическая активность имела отрицательную связь с поведенческой регуляции в семь (р < 0,001) и 11 лет (р < 0,001), хотя в 14 лет она оказалась статистически незначимой (р = 0,22).
При включении в анализ социально-экономического положения семьи как фактора, влияющего на все три исследуемых конструкта, связь между физической активностью и обоими видами регуляции в семь лет стала незначительной. Однако в 11 и 14 лет физическая активность значительно и отрицательно предсказывала эмоциональную регуляцию (p < 0,001 для обоих возрастов). Помимо этого разницы между закрытым помещением и открытым воздухом, где дети могли бы заниматься физической активностью, на предсказывание эмоциональной или поведенческой регуляции в возрасте семи лет ученые не обнаружили. Плавание (р < 0,001) и командные игры с мячом (р < 0,001) предсказывали как эмоциональную, так и поведенческую регуляцию, но другие виды спорта не оказались статистически значимыми.
Косвенное влияние физической активности на успеваемость через эмоциональную регуляцию оказалось значительно положительным в возрасте семи лет (р < 0,001) и через поведенческую регуляцию в 11 лет (р < 0,001), даже после поправки на социально-экономическое положение семьи. Ученые не исследовали академическую успеваемость в возрасте 14 лет.
Таким образом, это исследование выявило, что физическая активность положительно предсказывает навыки эмоциональной регуляции, приводящие к более высоким достижениям в начальной школе, а поведенческая регуляция приводит к более высоким академическим успехам в препубертате. Исследователи считают, что на местном уровне власти могли бы создавать безопасную и благоприятную среду для детей, где они могут заниматься спортом. На школьном уровне педагоги могут взаимодействовать со спортивными клубами за пределами школы (особенно это касается плавания и спорта с мячом) для создания целевых спортивных программ, проводимых в любой среде. Другим вариантом для педагогов может быть бо́льшая интеграция физической активности в учебный процесс.
Впрочем, изучение взаимосвязи обучения и эмоций не впервые открывает столь необычные закономерности. Так, российские психологи выяснили, что отсутствие воспитателей помогает дошкольникам понять эмоции друг друга.
Вячеслав Гоменюк
Частота острого панкреатита тоже снижалась
Исследователи из 15 стран сообщили об успехе третьей фазы клинических испытаний препарата олезарсена при тяжелой гипертриглицеридемии. Как следует из публикации в The New England Journal of Medicine, этот антисмысловой олигонуклеотид эффективно снижал уровень триглицеридов в крови и риск частого и опасного осложнения — острого панкреатита.