Дошкольники, которые вынуждены самостоятельно придумывать игры, делиться, договариваться и решать конфликты, лучше справляются с задачей понимания эмоций, чем их сверстники, которым помогают воспитатели. Происходит так, вероятно, из-за того, что дети быстрее обучаются осознавать свои и чужие границы, понимать переживания и желания — собственные и другого человека. К таким выводам пришли российские психологи, которые изучили качество образовательной среды и навыки понимания эмоций у 592 детей пяти-шести лет из 11 детских садов России. Статья опубликована в журнале European Early Childhood Education Research Journal.
Наиболее интенсивно навыки понимания эмоций развиваются в дошкольном возрасте, когда дети учатся строить общение со сверстниками и взрослыми. Так как значительную часть дня дети проводят в детском саду, опыт взаимодействия с окружающими, в основном, они получают там, и можно предположить, что этот опыт сильно зависит от самых разных факторов: численности группы, качества и количества материалов, оборудования и пространства для занятий и игр, а также персонального ухода и педагогической работы.
При этом исследований о влиянии образовательной среды на развитие способности понимать эмоции очень мало, хотя исследователи неоднократно показывали, что этот навык играет важную роль в жизни детей и подростков, влияет на психологическое благополучие детей, умение разрешать конфликтные ситуации, а также их адаптацию в школе.
Психологи под руководством Александра Вераксы (Aleksandr Veraksa) из Московского государственного университета имени Ломоносова решили подробнее исследовать различия в понимании эмоций у детей в зависимости от качества образовательной среды в дошкольном учреждении. Участниками исследования стали 592 ребенка (50,1 процента девочек и 49,9 процента мальчиков) пяти-шести лет из 11 российских детских садов (31 группа размером от 8 до 27 детей).
Для того, чтобы оценить качество образовательной среды в каждой группе, ученые воспользовались русскоязычной версией шкалы ECERS-R: она описывает организацию пространства в помещении, оборудование и материалы, тепло и отзывчивость воспитателей. Детям, в свою очередь, исследователи предложили выполнить тест невербальных интеллектуальных способностей «матрица Равена» и тест на понимание эмоций (TEC). Последний тест позволяет оценить уровни понимания эмоций: внешний (понимание эмоций по мимике), ментальный (осознание влияния воспоминаний и убеждений на эмоции) и рефлексивный (регуляция эмоций с помощью когнитивных стратегий и нравственных правил, переживание смешанных чувств). Также при анализе данных авторы учитывали пол и возраст детей.
В результате оказалось, что все дошкольники одинаково хорошо определяют эмоции по мимике, но дети, которые вынуждены самостоятельно (без помощи воспитателей) придумывать игры, делиться в условиях недостатка игрушек и материалов, договариваться и решать конфликты, лучше справляются с задачей понимания эмоций по всем трем уровням (p = 0,04) и успешнее осознают, как убеждения и воспоминания влияют на эмоции (p = 0,017), чем их сверстники, которые находятся в более благоприятной обстановке. Уровень понимания эмоций зависел от возраста (р < 0,01) и уровня невербального интеллекта (р < 0,01), а пол не имел значения (р > 0,01).
Авторы предположили, что некоторые факторы такой образовательной среды в действительности играют положительную роль в развитии понимания эмоций: у детей больше опыта конфликтов из-за меньшей доступности материалов и оборудования и больше навыков самостоятельного решения проблем в виду того, что воспитатели почти не вмешиваются в игры и общение детей. В конфликте и в процессе его разрешения дети учатся определять свои и чужие границы, договариваются, мирятся, чаще сталкиваются с эмоциями и быстрее осваивают навыки взаимодействия с чужими и своими переживаниями.
Полученные результаты также противоречат изначальному предположению авторов, что лучше с пониманием эмоций будут справляться дети из детских садов с малочисленными группами, в которых воспитатели организовывают игры, придумывают для детей занятия, предлагают индивидуальный распорядок дня и помогают в общении и, особенно, в решении конфликтов.
Также на эмоциональное познание детей влияют различные формы дополнительного образования. В 2019 году канадские ученые показали, что посещение спортивных секций может улучшить эмоциональное состояние детей.
Екатерина Рощина
Постепенно в мозге сильнее и сильнее активировались те же зоны, что отвечают за распознавание собственного лица
Когда человек пережил трансплантацию лица, то легче всего он узнает свое лицо до травмы, и именно в ответ на это родное лицо сильнее всего реагирует мозг. Однако со временем реакции мозга на новое трансплантированное лицо могут усиливаться. Причем все больше и больше отвечают не только те области, которые связаны с распознаванием физических черт собственного лица, но те структуры, которые обрабатывают психологические аспекты, связанные с лицом — например, воспоминания, представления о себе и эмоции. Это выяснили ученые, пока в течение полутора лет проводили серию экспериментов с пациентом 25 лет, которому пересадили лицо. Исследование опубликовано в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences.