Спортивные дети оказались эмоционально стабильнее

Посещение спортивных секций, в которых занятия проводятся с инструктором или тренером, может помочь детям улучшить эмоциональное состояние. Канадские ученые провели долгосрочное исследование, в котором приняли участие почти полторы тысячи младших школьников. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Pediatric Research, те, кто в возрасте до десяти лет занимался спортом, в 12 лет реже страдали от эмоционального дискомфорта, тревожности и были менее закрыты.

Аффективные психические расстройства, такие как тревожность и депрессия, могут возникнуть в самом раннем возрасте. Виной тому чаще всего неблагоприятные условия жизни, буллинг в школе, а также отсутствие доверительных отношений с родителями. Диагностировать расстройство в детстве очень сложно, так как характерные для нарушений аффекта симптомы чаще всего списывают на возраст. Кроме диагностики расстройств важна также и профилактика. 

Один из способов профилактики — занятия в спортивных секциях, которые, с одной стороны, повышают уровень физической активности, а с другой — могут помочь детям стать более организованными (при наличии тренера или инструктора) и больше общаться со сверстниками. При этом реальное позитивное влияние от посещения спортивных секций на эмоциональное состояние детей до сих пор изучалось редко и на сравнительно малых выборках.

Исправить это решили ученые под руководством Фредерика Бриера (Frédéric Brière) из Монреальского университета. Они в течение нескольких лет изучали выборку из 1492 канадских детей: ученые собирали информацию об участии детей в спортивных кружках в возрасте от 6 до 10 лет, а также опросили родителей и учителей об их эмоциональном состоянии дважды — когда детям было 4 года и 12 лет.

В качестве основных показателей эмоционального состояния детей ученые использовали уровень их эмоционального дискомфорта (например, то, насколько часто ребенок ощущал себя несчастным), тревожности (насколько ребенок был пуглив и как часто у него наблюдались признаки тревоги), застенчивости (насколько ребенок чувствовал себя застенчивым рядом с новыми знакомыми), а также то, насколько ребенок избегал других. В качестве побочных переменных для контроля результатов ученые собрали социоэкономические данные их родителей (образование, работа и доход).

На основании данных о том, как часто ребенок посещал спортивные секции, ученые разделили детей на две группы: те, кто занимался спортом в течение определенного времени, и те, кто посещал секции нерегулярно (один или два раза и в более взрослом возрасте) или не посещал их вообще.

Ученые выяснили, что по сравнению с теми, кто посещал спортивные секции регулярно, у детей, которые не занимались организованными видами спорта, чаще (p < 0,01) наблюдались признаки тревожности, эмоционального дискомфорта, застенчивости и избегания других людей в возрасте 12 лет. При этом эмоциональное состояние ребенка в возрасте четырех не было связано с регулярностью посещения спортивных секций в будущем.

Авторы работы пришли к выводу, что регулярные занятия спортом в спортивных секциях с инструктором или тренером могут положительно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка в возрасте наиболее активного развития — то есть до наступления подросткового возраста. Исследователи считают, что в будущих работах интересно было бы проследить за тем, как связь между участием в спортивных секциях и эмоциональном состоянии в детстве отражается на психическом здоровье во взрослом возрасте.

Исследователи также изучают и влияние посещения спортивных секций на физическое здоровье детей. Например, в 2017 году ученые выяснили, что после сотрясения мозга во время игры в футбол (одна из самых частых травм в этом виде спорта) к тренировкам быстрее возвращаются девочки, а не мальчики.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Люди распознали жесты шимпанзе и бонобо

Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи