Посещение спортивных секций, в которых занятия проводятся с инструктором или тренером, может помочь детям улучшить эмоциональное состояние. Канадские ученые провели долгосрочное исследование, в котором приняли участие почти полторы тысячи младших школьников. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Pediatric Research, те, кто в возрасте до десяти лет занимался спортом, в 12 лет реже страдали от эмоционального дискомфорта, тревожности и были менее закрыты.
Аффективные психические расстройства, такие как тревожность и депрессия, могут возникнуть в самом раннем возрасте. Виной тому чаще всего неблагоприятные условия жизни, буллинг в школе, а также отсутствие доверительных отношений с родителями. Диагностировать расстройство в детстве очень сложно, так как характерные для нарушений аффекта симптомы чаще всего списывают на возраст. Кроме диагностики расстройств важна также и профилактика.
Один из способов профилактики — занятия в спортивных секциях, которые, с одной стороны, повышают уровень физической активности, а с другой — могут помочь детям стать более организованными (при наличии тренера или инструктора) и больше общаться со сверстниками. При этом реальное позитивное влияние от посещения спортивных секций на эмоциональное состояние детей до сих пор изучалось редко и на сравнительно малых выборках.
Исправить это решили ученые под руководством Фредерика Бриера (Frédéric Brière) из Монреальского университета. Они в течение нескольких лет изучали выборку из 1492 канадских детей: ученые собирали информацию об участии детей в спортивных кружках в возрасте от 6 до 10 лет, а также опросили родителей и учителей об их эмоциональном состоянии дважды — когда детям было 4 года и 12 лет.
В качестве основных показателей эмоционального состояния детей ученые использовали уровень их эмоционального дискомфорта (например, то, насколько часто ребенок ощущал себя несчастным), тревожности (насколько ребенок был пуглив и как часто у него наблюдались признаки тревоги), застенчивости (насколько ребенок чувствовал себя застенчивым рядом с новыми знакомыми), а также то, насколько ребенок избегал других. В качестве побочных переменных для контроля результатов ученые собрали социоэкономические данные их родителей (образование, работа и доход).
На основании данных о том, как часто ребенок посещал спортивные секции, ученые разделили детей на две группы: те, кто занимался спортом в течение определенного времени, и те, кто посещал секции нерегулярно (один или два раза и в более взрослом возрасте) или не посещал их вообще.
Ученые выяснили, что по сравнению с теми, кто посещал спортивные секции регулярно, у детей, которые не занимались организованными видами спорта, чаще (p < 0,01) наблюдались признаки тревожности, эмоционального дискомфорта, застенчивости и избегания других людей в возрасте 12 лет. При этом эмоциональное состояние ребенка в возрасте четырех не было связано с регулярностью посещения спортивных секций в будущем.
Авторы работы пришли к выводу, что регулярные занятия спортом в спортивных секциях с инструктором или тренером могут положительно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка в возрасте наиболее активного развития — то есть до наступления подросткового возраста. Исследователи считают, что в будущих работах интересно было бы проследить за тем, как связь между участием в спортивных секциях и эмоциональном состоянии в детстве отражается на психическом здоровье во взрослом возрасте.
Исследователи также изучают и влияние посещения спортивных секций на физическое здоровье детей. Например, в 2017 году ученые выяснили, что после сотрясения мозга во время игры в футбол (одна из самых частых травм в этом виде спорта) к тренировкам быстрее возвращаются девочки, а не мальчики.
Елизавета Ивтушок
Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи
Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.