Археологи выяснили, что на древних китайских ювелиров оказал влияние скифо-сибирский звериный стиль. Анализ золотых и серебряных артефактов из некрополя Сигоупань (IV–III века до нашей эры) показал, что китайские мастера использовали более продвинутую технику создания трехмерных рисунков на изделиях из самородного золота. Статья опубликована в журнале Heritage Science.
Железный век подарил миру богатую коллекцию артефактов, из которых особый интерес представляют драгоценные украшения. Широко известен скифо-сибирский звериный стиль, распространявшийся на территории от Северного Причерноморья до среднеазиатских степей и Южной Сибири. Для этого стиля характерен канонический набор поз животных – кабанов, лосей, оленей, баранов, лошадей, волков, снежных барсов и некоторых других. Среди самых ярких примеров носителей этой традиции выделим пазырыкскую культуру алтайских кочевников, относящуюся к VI–III векам до нашей эры. Так, одним из заслуживающих внимания артефактов из урочища Пазырык выступает навершие головного убора вождя, изготовленное из кожи и дерева в зверином стиле в виде фантастического грифона.
В городском округе Ордос во Внутренней Монголии в 1979–1989 годах раскопан некрополь Сигоупань. В самом богатом захоронении (IV–III века до нашей эры) находился мужчина с семью бронзовыми наконечниками стрел, четырьмя артефактами в форме оленей, семью украшениями для сбруи. В правой руке он держал железный меч, украшенный золотыми вставками, а на теле и вокруг него находилось множество других золотых украшений.
Янь Лю (Yan Liu) из Северо-западного политехнического университета совместно с учеными из Китая и Великобритании исследовала технологию изготовления и химический состав золотых и серебряных артефактов, извлеченных из гробницы в некрополе Сигоупань (IV–III века до нашей эры) во Внутренней Монголии. Исследователи отобрали пять образцов из множества золотых и серебряных артефактов: прямоугольную золотую бляшку с лежащими лошадьми, золотую бляшку с рельефными изображениями оленей, золотую бляшку с парой зверей в зеркальном отражении, золотую бляшку с изображением, видимо, орла, а также серебряный элемент конской сбруи в виде кошачьей морды (возможно, тигра).
Ученые пришли к выводу, что золотые бляшки выполнены с использованием техники двусторонней резьбы для создания трехмерного рисунка. Они отличаются от других схожих находок VIII–III веков до нашей эры из Китая и среднеазиатских степей, которые изготовлены при помощи пресс-форм. Однако сходство в орнаментах с декоративными традициями скифо-сибирского звериного стиля указывает на обширные контакты Китая с кочевниками.
Археологи отметили, что найденные артефакты имеют китайское происхождение. На бляшках и элементе конской сбруи присутствуют надписи на китайском языке, позволившие ученым назвать их официальными изделиями мастерских Цинь и Чжао. Уровень содержания серебра и меди в золотых изделиях показал схожие значения с ранними находками из Монголии, Саяно-Алтая и северо-западного Китая этого же периода. Ученые заключили, что самородное золото служило самым важным видом сырья в регионе.
Ранее на N + 1 мы уже рассказывали об интересных находках древних украшений. Так, на Болгарском городище ученые нашли мастерскую по обработке янтаря, а в Египте обнаружили мумию с золоченой маской.
Михаил Подрезов