На Болгарском городище нашли мастерскую по обработке янтаря

Ученые из Института археологии РАН обнаружили на Болгарском городище мастерскую по обработке янтаря. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1, мастерская существовала в конце XIII–начале XIV века, когда город находился под властью Золотой Орды, и, возможно, здесь работали выходцы с Руси.

Поселения булгарских племен существовали на месте Болгара в конце IX–начале X веков. Город Болгар впервые упоминает арабский географ аль-Балхи в 920 году. Позднее город становится столицей Волжской Булгарии. Это был крупный ремесленный и торговый центр. Местные ремесленники делали ювелирные изделия, оружие, выделывали кожи. После завоевания государства монголами в 1220-х-1240-х годах и до основания столицы Золотой Орды Сарая, в Болгаре находилась ставка Бату-хана. В конце XIII-начале XIV века город переживал период расцвета. Здесь были построены Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи вокруг которых располагались ремесленные и торговые кварталы. В 1361 году город был сожжен во время ордынских междуусобиц. Позднее он возродился, но в 1431 году был разрушен окончательно.

Археологические работы на Болгарском городище велись с конца XIX века, но систематические раскопки стали проводить с 1938 года. В 1989-1990 годах экспедиция Института археологии АН СССР обнаружила рядом с Соборной мечетью остатки базара середины XIV века. Во время последующих работ, которые проводились здесь с 2011 года, выяснилось, что здание базара было построено в ремесленном квартале города. Здесь находились усадьбы ювелиров, стеклодувов, мастеров, работавших с костью и рогом. В 2018 году ученые из Института археологии РАН под руководством Дениса Бадеева нашли в одном из домов около 700 граммов янтаря-сырца, заготовки и изделия из янтаря и инструменты, с помощью которых их делали. В том числе исследователи обнаружили бусы, подвески и вставки из янтаря. Все это указывает на то, что в усадьбе располагалась мастерская по обработке янтаря. Золотоордынские монеты второй половины XIII века и отсутствие монет Узбек-хана, который правил с 1313 года, позволили датировать находку концом XIII–началом XIV века.

Пока ученые не могут сказать, откуда в Болгар привозили янтарь-сырец. Это могла быть Прибалтика или Приднепровье. Определить место происхождения поможет рентгенофлуоресцентная спектрометрия, с помощью которой ученые планируют определить химический состав янтаря. А по входящим в него примесям можно будет выявить и место его происхождения.

Кроме того исследователи предположили, что в мастерской работали выходцы с Руси. Археологи обнаружили здесь красноглиняные и белоглиняные горшки, которые изготавливали на Руси, причем на одном из них была процарапана буква «А», а также нательные кресты и свиные кости (местные жители исповедовали ислам и свинину не ели). «Пока не очень понятно, была ли вся „русская керамика“ привозной. Возле Болгара есть только красножгущиеся глины, и, если красноглиняную керамику могли изготавливать где-то недалеко, то керамика из белой глины, видимо, была привозная. Получается, что горшки везли откуда-то с Руси, например, из-под Твери. Зачем? Это же не амфоры, в которых могли перевозить вино, оливковое масло. Что могли перевозить в горшках, сейчас трудно предположить. Возможно, они «пришли» в Болгар вместе с русскими мастерами по обработке янтаря», — говорит Бадеев.

Раскопки помогли определить и тип застройки города. Его населяли разные народы, но они могли жить в одном районе, а не разделяться по религиозной или этнической принадлежности. К такому выводу археологи пришли изучив усадьбы рядом с мастерской. С одной стороны жили выходцы из Закавказья, на что указывала печь-тандыр, с другой — вероятно выходцы с Нижнего Поволжья, которые делали украшения из стекла. «Мы привыкли считать, что для таких городов существовали кварталы, где проживали компактно те или иные группы населения, разделяясь по религиозному признаку: например, в одном квартале — мусульмане, в другом — христиане, в третьем — еще кто-то. Раскопки в Болгаре оставляют впечатление, что в этом периоде времени такого разделения не было, и население жило смешанно, «чересполосно». Лишь позже произошло такое разделение, и христианское население было переселено на окраины города», — объясняет Бадеев.

Завоевать огромные территории монголам помогло не только военное искусство их полководцев, но и неприхотливость и выносливость местных лошадей. Как полагают исследователи, кочевники монгольских степей сели на лошадей около трех тысячелетий назад, после окончания большой засухи.

В Великом Новгороде нашли шесть берестяных грамот и буллу князя Ярослава Ярославича