Австралийские орнитологи воспользовались информацией из онлайн-базы eBird, чтобы оценить численность 9700 видов птиц, что составляет примерно 92 процента от их общего разнообразия. Оказалось, что на планете сейчас обитает около 50 миллиардов диких птиц — по шесть на каждого человека. При этом, как сообщается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, лишь четыре вида достигают численности более одного миллиарда особей — это домовый воробей, обыкновенный скворец, делавэрская чайка и деревенская ласточка. Большинство же птиц немногочисленны — например, численность 1180 видов составляет менее пяти тысяч особей.
В мире обитает около десяти с половиной тысяч видов птиц. Некоторые из них очень многочисленны и широко распространены, в то время как численность других не превышает несколько десятков или сотен особей, обитающих на ограниченной территории. К сожалению, далеко не для каждого вида птиц существуют достоверные оценки численности, что затрудняет их изучение и охрану.
Команда орнитологов, которую возглавил Кори Каллаган (Corey T. Callaghan) из Университета Нового Южного Уэльса, взялась за амбициозную задачу: рассчитать численность девяти тысяч семисот видов птиц, что составляет примерно девяносто два процента от их общего разнообразия. Для этого исследователи объединили информацию, собранную их коллегами, с наблюдениями бердвотчеров из онлайн-базы данных eBird.
На первом этапе Каллаган и его коллеги выбрали 724 вида птиц, для которых доступны достоверные оценки численности, сделанные экспертами. Исследователи смоделировали, как плотность населения этих птиц по версии специалистов соотносится с количеством встреч, о которых сообщается на eBird. Полученные результаты экстраполировали на все 9700 видов с поправкой на размеры их тела, цвет, природоохранный статус и склонность собираться в стаи. Взяв за основу данные из онлайн-базы, авторы получили для каждого вида птиц примерную плотность населения, а затем перемножили ее на площадь его ареала. В результате у них в руках оказались искомые оценки численности.
Расчеты авторов показывают, что сейчас на Земле живет около пятидесяти миллиардов диких птиц — то есть примерно по шесть на каждого человека. Это медианная оценка, в то время как средняя составляет 428 миллиардов особей. Каллаган и его коллеги отмечают, что высокая численность характерна для относительно небольшого числа видов птиц, а остальные немногочисленны. Восемь процентов видов, для которых авторы не провели расчет численности, не могут изменить данную картину, ведь их не включили в выборку, поскольку о них нет или почти нет данных в eBird из-за редкости или труднодоступности ареалов. Это значит, что среди них вряд ли есть по-настоящему многочисленные виды.
Лишь четыре вида птиц преодолели порог в один миллиард особей. Это домовый воробей (Passer domesticus) (1,6 миллиарда особей), обыкновенный скворец (Sturnus vulgaris) (1,3 миллиарда особей), делавэрская чайка (Larus delawarensis) (1,2 миллиарда особей) и деревенская ласточка (Hirundo rustica) (1,1 миллиарда особей). При этом численность 1180 видов, то есть примерно двенадцати процентов выборки, составляет менее пяти тысяч особей.
Большая часть всех птиц обитает в Северном полушарии. Например, в Палеарктике живет около восемнадцати миллиардов птиц, а в Неарктике — около шестнадцати миллиардов. Меньше всего птиц в Антарктике (1,6 миллиарда) и на Мадагаскаре (1,3 миллиарда). Кроме того, на численность различных видов птиц оказывает влияние их образ жизни. Больше всего в мире птиц, которые питаются беспозвоночными (пятнадцать миллиардов), и всеядных птиц (тринадцать миллиардов). А наименее многочисленны птицы, которые специализированы на питании нектаром (479 миллионов особей), а также пернатые падальщики (194 миллиона особей).
К числу самых редких отрядов Каллаган отнесли киви и мадагаскарских меситов (Mesitornithiformes), а к наиболее многочисленным — воробьинообразных (28 миллиардов особей), ржанкообразных (9,7 миллиарда особей) и гусеобразных (2,3 миллиарда особей). Впрочем, авторы не обнаружили подтверждений, что численность вида напрямую зависит от того, к какой систематической группе он принадлежит.
Исследователи признают, что их оценки пока очень грубы. Отчасти это связано с тем, что бердвотчеры, которые делятся в eBird данными о встречах с птицами, распределены по миру неравномерно. Больше всего их в Европе и Северной Америке — и, возможно, этим отчасти объясняется то, что здесь исследователи насчитали так много птиц. Однако по мере того, как наблюдение за птицами будет становиться все более популярным хобби, точность оценок повысится. Кроме того, Каллаган и его соавторы надеются дополнительно усовершенствовать свою модель.
Ранее мы рассказывали, как информация из базы eBird помогла американским орнитологам опровергнуть так называемый эффект стола для пикников в Патагонии. Так называется популярное среди бердвотчеров поверье, что после встречи редкого залетного вида птицы в определенной местности здесь вскоре обнаружатся и другие — просто потому, что такая необычная встреча привлечет множество внимательных любителей пернатых. Однако оказалось, что всплеск интереса бердвотчеров к одной территории быстро угасает, так что первая находка необычного вида на определенном участке никак не влияет на вероятность встретить здесь новые редкости.
Сергей Коленов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В сентябре австралийские врачи сообщили, что обнаружили в мозге жительницы Нового Южного Уэльса личинку паразитического червя Ophidascaris robertsi. Взрослые особи этого червя живут в пищеводе и желудке ковровых питонов, а у человека их никогда не находили. Больше года пациентку лечили от пневмонии — учитывая, что жаловалась она на сухой кашель и боли в животе. Но когда у нее усилилась депрессия и развилась забывчивость, ей сделали МРТ головного мозга и биопсию и выявили истинную причину недомогания. Личинку из мозга извлекли, и через полгода проблемы с забывчивостью и депрессией частично разрешились. В новом эпизоде нашего подкаста редактор N + 1 Сергей Коленов обсуждает этот необычный случай с директором Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний имени Марциновского Сеченовского Университета, членом-корреспондентом РАН Александром Лукашевым. Александр рассказывает, как этот червь мог попасть в мозг человека, почему так тяжело диагностировать экзотические паразитарные инфекции и как на их распространение влияют изменения климата. Выпуск доступен везде, где вы привыкли слушать подкасты: на Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, Звуке, Spotify. Listen to Паразитического червя питонов нашли в мозге австралийки , Александр Лукашев on Yandex Music