Американские орнитологи опровергли эффект стола для пикников в Патагонии

Орнитологи-любители считают, что после встречи редкого залетного вида птицы в определенной местности здесь вскоре обнаружатся и другие — просто потому, что такая необычная встреча привлечет множество внимательных любителей пернатых. Эта закономерность известна как эффект стола для пикников в Патагонии, в честь аризонского городка, где ее впервые заметили. Однако профессиональные орнитологи из США выяснили, что данное утверждение — не более чем миф. Как отмечается в статье для журнала PeerJ, первая находка необычного вида на определенном участке никак не влияет на вероятность встретить здесь новые редкости. Причина отчасти в том, что всплеск интереса бердвотчеров к одной местности быстро угасает.

Наблюдение за птицами становится все более популярным хобби. Орнитологи-любители (или, как они сами себя называют, бердвотчеры) не только отлично проводят время на природе, но и зачастую помогают профессиональным исследователям собирать данные о распространении, численности и миграциях птиц. А некоторые орнитологи стали изучать самих бердвотчеров и их взаимоотношения с пернатыми.

Например, команда исследователей во главе с Джесси Лейни (Jesse A. Laney) из Университета штата Орегон решила проверить одно популярное среди орнитологов-любителей утверждение. Его суть заключается в следующем: если один бердвотчер обнаружит в какой-то местности редкую для нее птицу и сообщит об этом единомышленникам, сюда устремится целый поток любителей пернатых, которые вскоре найдут и другие интересные виды, которые встречаются здесь нечасто. Впервые данную закономерность отметили в аризонском городке Патагония близ мексиканской границы и в честь него назвали эффектом стола для пикников в Патагонии

Орнитологи-любители нередко упоминают эффект стола для пикников в Патагонии в популярных статьях и книгах, однако до сих пор никто не удосужился проверить, соответствует ли он действительности. В попытке выяснить это Лейни и его коллеги обратились к онлайн-базе данных eBird, где бердвотчеры со всего мира сообщают о своих находках. Ограничившись территорией США и периодом с 2008 по 2017 год. исследователи изучили информацию о встречах 81 вида птиц, которые залетают в Северную Америку особенно редко (Американская ассоциация бердвотчинга оценивает трудность их встречи на четыре и пять баллов по пятибалльной шкале). Среди них, например, сокол чеглок (Falco subbuteo) из Евразии или пестрый аргентинский тиранн (Empidonomus varius) из Южной Америки. Следует отметить, что у себя на родине такие птицы чаще всего обычны, однако это не делает их менее желанными для тех американских бердвотчеров, что заинтересованы в увеличении личного списка встреченных в США видов.

В общей сложности авторы включили в анализ 273 случая, когда в США залетали особенно редкие для страны птицы (больше половины из них были отмечены у границ с Мексикой или по побережью Мексиканского залива). В базе eBird встречам с ними посвящено более двенадцати тысяч отчетов.

В среднем бердвотчеры имели возможность наблюдать за редкой птицей на протяжении 28,6 дня, причем после первоначального всплеска интереса к находке количество людей, отправляющихся на ее поиски, снижалось. В основном это угасание интереса было связано с тем, что большинство желающих успевали посмотреть на птицу и внести ее в свой список, после чего им больше незачем было возвращаться в данную местность. Интересно, что после встречи с редким видом с участка, где это произошло, в течение долгого времени поступало меньше отчетов, чем до нее. Авторы полагают, что это объясняется усталостью бердвотчеров от одной местности.

Тщательно проанализировав данные eBird, Лейни и его коллеги не обнаружили никаких доказательств, что эффект стола для пикников в Патагонии реален. После того как орнитологи-любители встречали в определенной местности редкую птицу, новые встречи с редкостями происходили здесь с той же скоростью, что и прежде. Это противоречит формулировке эффекта, согласно которой такие события стимулируют новые необычные находки. По словам исследователей, всплеск интереса бердвотчеров к определенной точке быстро угасает, так что шансы отметить здесь еще одну редкую птицу остаются прежним.

Несколько лет назад мы рассказывали, как орнитологи-любители помогли профессионалам изучить конфликты ворон и воронов в Северной Америке. Проанализировав более двух тысяч сообщений из базы данных eBird, ученые пришли к выводу, что американские вороны (Corvus brachyrhynchos) регулярно атакуют более крупных воронов (C. corax). В сезон гнездования конфликтов случается больше, причем обычно они происходят с участием целых групп, а не отдельных особей.

Летучие мыши поохотились на мигрирующих насекомых на перевале в Пиренеях