Древние охотники с кенийского побережья выменяли скот у соседей

Археологи обнаружили самый ранний случай присутствия одомашненных коз и крупного рогатого скота на юго-восточном побережье Кении в железном веке. Они установили, что около 1180–960 годов до нашей эры охотники со стоянки Панга-я-Саиди, вероятно, выменивали скот в небольшом количестве у соседних популяций. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science.

Переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему, начавшийся примерно 10–12 тысяч лет назад, в некоторых регионах запоздал на многие тысячи лет, несмотря на подходящие природные условия. Так, в восточной Африке распространение скотоводства ученые датируют примерно пятью тысячами лет до нашей эры. В бассейне озера Виктории, то есть на территории современных Танзании, Кении и Уганды, этот тип хозяйства распространился лишь около 3,3 тысячи лет до нашей эры. Однако многие даже соседние регионы продолжали специализироваться лишь на охоте и собирательстве.

Пещерная стоянка Панга-я-Саиди расположена на тропическом нагорном побережье Кении. С 2010 года здесь ведутся активные археологические исследования главным образом силами Института истории человечества Макса Планка и Национального музея Кении. Пещера богата на находки, древность которых уходит еще в африканский средний каменный век (около 78 тысяч лет назад). В 19 археологических слоях ученые смогли детально проследить культурную эволюцию популяций, населявших этот район.

Кортни Калли (Courtney Cully) из Университета Квинсленда совместно с учеными из Австралии, Германии и США исследовала останки одомашненных и диких животных железного века, обнаруженные в пещере Панга-я-Саиди на юго-востоке Кении. Раскопки в пещере дали большое количество сильно фрагментированных костей животных. Из них археологи отобрали 5239 образцов (21,1 килограмма), обнаруженных в 2011 и 2013 годах, для проведения дальнейшего исследования.

Масс-спектрометрия подтвердила присутствие в Панга-я-Саиди всех основных одомашненных видов животных семейства полорогих – овец, коз и крупного рогатого скота. Однако эти виды занимали лишь незначительную долю (5,6 процента) в общей массе по сравнению с дикими видами. Радиоуглеродное датирование относит кости одомашненных коз и крупного рогатого скота к 1180–960 годам до нашей эры, в то время как овцы появились значительно позже – около 500–300 годов до нашей эры. Частотность останков привела исследователей к выводу, что одомашненные животные, вероятно, иногда приобретались местными жителями через обмен, а не были частью скотоводческой экономики наряду с давно устоявшейся охотничьей традицией.

Исследователи считают, что в железном веке обитатели Панга-я-Саиди сохраняли зависимость от диких видов, в первую очередь – от дукеров, карликовых антилоп и свиней. Сохранение охоты в железном веке характерно не только для кенийских побережья, но и для всей Рифтовой долины и близлежащего плато Лайкипии. Количественные данные, вероятно, указывают на то, что домашний скот содержался в небольших количествах и был приобретен у соседних скотоводческих популяций. Археологи заключили, что это самый ранний выявленный случай присутствия одомашненной фауны на участке, ранее связанным только с охотой.

Заголовок заметки был изменен. В изначальном варианте содержалась тавтология «одомашненный скот»

Недавно на N + 1 мы уже сообщали об удивительной находке в пещере Панга-я-Саиди, где была обнаружена могила с древнейшим захоронением человека в Африке. Кроме того, находящееся неподалеку сомалийское побережье выступало в роли перевалочного пункта средневековой торговли.

Палеогенетики отсеквенировали древнюю ДНК из ассирийского кирпича