Глубоководные камеры засняли нападение гигантского кальмара на искусственную медузу

Команда биологов запечатлела глубоководных кальмаров в Большом Карибском бассейне с помощью системы камер слабого освещения с приманкой, имитирующей биолюминесценцию медузы. Исследователи встретили три особи гигантских моллюсков на глубинах от 557 до 950 метров. В работе, опубликованной в журнале Deep Sea Research Part I: Oceanographic Research Papers, биологи рассказали об идентификации кальмаров и способе их охоты.

Глубоководные головоногие моллюски — одни из самых загадочных морских обитателей. Например, гигантские кальмары из рода Architeuthis — герои скандинавской легенды о кракене — морском чудовище, своими щупальцами способном потопить корабль. Хотя различные виды этих существ широко распространены в Мировом океане, на глаза ученым они попадаются редко, что не позволяет делать выводы об их поведении и образе жизни. Даже анатомия некоторых глубоководных кальмаров и осьминогов остается предметом дискуссий, поскольку в руки специалистов попадают лишь особи, выброшенные на берег, или пойманные тралом и поврежденные при подъеме на поверхность.

Обычные методы исследования морских глубин включают применение пилотируемых подводных и дистанционно управляемых аппаратов, которые используют яркий свет, чтобы исследовать темные глубины, и издают много шума, а ловушки с наживкой, как правило, привлекают падальщиков, а не хищников.

Для решения этих проблем команда морских биологов из Университета Дьюка в Северной Каролине, Университета Южной Флориды и Института мыса Эльютера на Багамах во главе с Натаном Робинсоном (Nathan J.Robinson) использовали практически бесшумную систему глубоководных камер слабого освещения Medusa, для наблюдения за моллюсками. Камеры расположены на кубических алюминиевых платформах, для перемещения которых используется лодка с лебедкой, и оснащены инфракрасной подсветкой, которую не видит большинство глубоководных существ.

Для привлечения хищников биологи создали приманку под названием E-Jelly, которая имитирует неоново-синее свечение глубоководной медузы Atolla wyvillei. Длина E-Jelly составляет 21 сантиметр, а ширина  13 сантиметров.

Именно такая система бесшумных инфракрасных камер с медузой-приманкой впервые засняла гигантского кальмара в его естественной среде обитания у берегов Японии в 2013 году.

Теперь с помощью камер Medusa биологам в Большом Карибском бассейне удалось получить видеозаписи глубоководных кальмаров, включая гигантского кальмара Architeuthis, Pholidoteuthis adami, и предположительно, Promachoteuthis sloani.

На видео кальмар Architeuthis волнообразно шевелит щупальцами, отслеживая движения «медузы». Животное можно наблюдать в кадре в течение первых 40 секунд, затем оно выходит за пределы экрана и через 26 секунд снова появляется, продолжая сохранять дистанцию от E-Jelly ​​еще 24 секунды. Потом моллюск опять уходит из кадра, примерно на 4 минуты, а затем приближается к «медузе» и, прежде чем атаковать приманку, прикрепляется к ней одним щупальцем и замахивается двумя другими.

Используя E-Jelly, ученые оценили длину щупальца кальмара, которая составила 1,68 метра. Однако измерение не включало небольшой изогнутый участок щупальца. Биологи поняли, что кальмар, атаковавший «медузу», был именно Architeuthis по длине его щупалец и их внешнему виду.

Другой кальмар, Pholidoteuthis adami, оказался перед камерой биологов, когда он атаковал изоподов (B. Giganteus), которые окружили клетку с рыбой махи-махи, служившей съедобной приманкой для кальмаров. Ученые легко идентифицировали этого кальмара, так как Pholidoteuthis adami, уже попадались на камеры в Мексиканском заливе.

Еще одного встретившегося кальмара биологи отнесли к Promachoteuthis sloani, узнав его по строению тела, размеру плавников и их расположению на мантии, маленьким глазам, глубоко врезанным в голову, и по форме щупалец. Хотя ученые признаются, что не полностью уверены в этой идентификации, так как семейство Promachoteuthidae известно только по нескольким экземплярам, ​​описанным в 2006 году по двум незрелым особям.

Видеозаписи демонстрируют, что эти кальмары — визуальные хищники. Например, P. adami не приближался к пахнущей приманке с махи-махи, а в первую очередь нападал на плавающих изоподов. A кальмар Architeuthis вообще атаковал ненастоящую медузу, игнорируя съедобную приманку. Более того, Architeuthis отслеживал «подпрыгивающие» движения медузы и преследовал камеру-платформу около шести минут, прежде чем атаковать. Такое поведение указывает на то, что зрительные стимулы вызывают у кальмара охотничье поведение. Это предоставляет дополнительные доказательства того, что гигантский кальмар Architeuthis не относится к тем хищникам, которые ждут в засаде, как это предполагалось ранее. Вместо этого моллюск активно преследуют свою добычу, прежде чем напасть на нее.

В прошлом году австралийские ученые впервые отметили присутствие длинноруких кальмаров Magnapinna в водах своей страны. Необычных моллюсков запечатлели с помощью буксируемых и дистанционно управляемых камер во время экспедиций по изучению Большого Австралийского залива. А в позапрошлом году американские морские биологи в первый раз сняли на видео глубоководного кальмара Asperoteuthis mangoldae в придонных водах около острова Джарвис в центральной части Тихого океана.

Более 2000 белых носорогов выпустят по всей Африке