Ученые определили состав пигментов, которые использовались для нанесения иероглифических надписей на древнекитайские гадальные кости эпохи государства Шан. Анализ красок методом микро-рамановской спектроскопии показал, что они изготовлялись из киновари, гематита и сажи. Исследователи предположили, что красный и черный пигменты могли играть в записях о гадании определенную религиозно-символическую роль, сообщает статья в издании Journal of Archaeological Science: Reports.
Государство Шан (Шан-Инь) существовало в северной части Великой Китайской равнины приблизительно с 1560 или 1554 по 1046 год до нашей эры (эти даты основаны на данных летописи «Бамбуковые анналы» и на исследованиях хронологического проекта Ся-Шан-Чжоу). Шанцы достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, резьбе по камню и кости, а также в бронзовом литье. Самое распространенное изделие древнекитайской бронзовой металлургии — ритуальные сосуды — обнаружены уже в памятниках археологической культуры Эрлиган (середина II тысячелетия до нашей эры), например, в остатках городского поселения на территории современного города Чжэнчжоу. Ряд исследователей полагают, что здесь находилась самая ранняя столица государства Шан, однако из-за отсутствия письменных источников эта гипотеза остается неподтвержденной.
Древнейшие письменные памятники, надежно документирующие историю Шан, относятся к XIII веку до нашей эры. Они были обнаружены в городском округе Аньян (провинция Хэнань), где располагалась последняя столица Шанского государства — Иньсюй. Это иероглифические надписи на керамических и бронзовых сосудах и нефритовых фигурках, но главным образом на так называемых гадальных костях — фрагментах бычьих лопаток или пластронах (плоских брюшных щитах черепашьего панциря). Они были элементами распространенной в Восточной Азии практики предсказаний по толкованию рисунка трещин, которые образуются при прокаливании кости (остеомантия или скапулимантия) либо при точечном нагревании высверленных в пластроне углублений (пластромантия).
Гадальные кости в большом количестве издавна находили в районе Аньяна местные жители. Истолченные в порошок «кости дракона» считались целебным средством. Впервые на покрывающие их надписи в 1899 году обратил внимание Ван Ижун (Wang Yìrong) — ученый, политический деятель и коллекционер, директор Китайской Императорской академии. Установив, что иероглифы на костях и на бронзовых сосудах идентичны, он пришел к выводу, что гадальные кости представляют собой ценный эпиграфический источник. После этого они сделались объектом повышенного спроса со стороны частных коллекционеров. Лишь после публикации в 1917 году первого научного исследования, проведенного канадским миссионером и историком Джеймсом Мензисом (James Menzies), надписи цзягувэнь («письмена на панцирях черепах и костях животных») стали подробно изучаться.
К настоящему времени найдено около 130000 целых и фрагментированных гадальных костей. Надписи на них содержат, как правило, дату церемонии по шестидесятилетнему циклу, имя прорицателя, тему гадания (она могла касаться войны, религии, сельского хозяйства, погоды или быть связанной с событиями в правящем доме), иногда записывался также результат. Анализ дат, тематики вопросов и стиля написания иероглифов сыграл большую роль в установлении хронологии позднего периода существования Шанского государства. Однако пока достоверно не установлено, как развивалась методика нанесения цзягувэней. Большинство надписей сначала вырезались с помощью бронзового или нефритового инструмента, после чего гравировку заполняли пигментом, который, к сожалению, не всегда сохранился достаточно хорошо.
Исследователи из США и Тайваня во главе с Чжихуэй Лю (Jhih-Huei Liu) из Института истории и филологии в составе Academia Sinica в Тайбэе проанализировали краски на гадальных костях методом микро-рамановской спектроскопии. Он дает возможность изучить состав образца по спектру неупругого, или комбинационного (рамановского) рассеяния монохроматического светового луча. Рамановский эффект, связанный с изменением энергии части фотонов при рассеянии лазерного пучка на молекулах образца, позволяет установить их колебательные характеристики. По ним ученые могут определить структуру молекул и таким образом выяснить состав исследуемого вещества.
Чжихуэй Лю с коллегами использовали гелий-неоновый лазер с излучением длиной 633 нанометра (красный). Диаметр лазерного пятна составлял около одного микрометра, а время экспозиции — от двух до 20 секунд. Для анализа отобрали 48 гадальных костей, на которых получили 86 спектров различных образцов краски. Ученым удалось идентифицировать пигмент и в случаях, когда он сохранился настолько плохо, что практически не виден.
В большей части образцов черной краски (37 из 38) ученые обнаружили пики, соответствующие сигнатуре технического углерода. Очевидно, для чернил использовалась печная или ламповая сажа. Один образец содержал графит.
Источники красного пигмента оказались различными. В 37 спектрах была обнаружена сигнатура киновари (сульфид ртути HgS) высокой степени чистоты, так как другие пики в этих спектрах отсутствовали. В семи случаях в качестве красного красителя был использован гематит (оксид железа Fe2O3), и еще в трех образцах содержались оба соединения. В одном случае, на пластроне с гаданием о сборе урожая, спектр показал присутствие гётита FeO(OH) — минерала, обладающего желтой окраской. Для нанесения этой надписи могла использоваться как желтая охра, содержащая гётит, так и красный гематитовый пигмент, который в последующем подвергся гидратации.
Большой интерес представляет вопрос о том, отражало ли применение чернил разного цвета символические представления, связанные с тематикой гаданий, или же их выбор определялся положительным либо отрицательным результатом. Учитывая, что в культурах древности цвет наделялся символическим и религиозным значением, авторы работы полагают, что случайный или продиктованный чисто эстетическими соображениями выбор пигмента маловероятен. Задачу будущих исследований они видят в поиске связей между цветом цзягувэня и характером события, датой создания надписи и другими характеристиками. Это поможет более подробно изучить мантическую практику, которая играла большую роль в древнекитайской духовной культуре и в эпоху Шан приобрела государственное значение.
Ранее ученые прочитали китайские деревянные таблички конца III века до нашей эры, поведавшие о том, как основатель империи Цинь Шихуанди искал эликсир бессмертия, и сообщили, что скальные гробницы ханьского периода могли быть построены для продажи или повторного использования. Кроме того, N + 1 рассказывал о том, что в древнеегипетских чернилах химики нашли медь и объяснили, для чего египтяне добавляли в чернила соединения свинца.