Археолог Питер Экхаут установил, что «фальшивые лица» на мумиях культуры ичсма в IX–XIII веках нашей эры требовались для ведения диалога и ритуальных практик с умершими предками. Он предположил, что положение умерших в позе эмбриона, словно ожидая своего возрождения, свидетельствует о существовании развитого культа загробной жизни. Статья опубликована в журнале World Archaeology.
На территории современного Перу до инкского завоевания существовала культура ичсма — на языке кечуа так называют киноварь. На протяжении всего Позднего Промежуточного периода (900–1400 годы нашей эры) их государство считалось основным политическим образованием на центральном побережье Перу. Столицей этого государства был город Ичсма, названный так в честь одноименного бога, а позднее переименованный инками в Пачакамак.
Широкую известность культура ичсма получила благодаря многочисленным находкам мумий. Например, в 2012 году бельгийские археологи обнаружили здесь впечатляющую могилу, где находились более 80 скелетов и мумий, в том числе принадлежавшие младенцам. В 2015 году четыре индивидуальных захоронения нашли в древнем церемониальном комплексе Уака Пукьяна прямо в центре Лимы. Примечательно, что на этих мумиях часто находятся «фальшивые лица», то есть маски из глины, дерева или ткани, схематично изображающие человеческие черты. Они помещались не на само лицо умершего, а на погребальный сверток (подробно о древних масках можно прочитать в нашем блоге «Апотропеи, персоны, горгонейоны»).
Археолог Питер Экхаут (Peter Eeckhaut) из Брюссельского свободного университета исследовал 76 погребальных масок из Пачакамака, относящихся к культуре ичсма. 25 целых и 3 сломанных маски ученый обнаружил в ходе многолетних раскопок близ Лимы. К ним добавилась богатая коллекция из Пенсильванского университета, собранная в ходе раскопок 1896 года. Датировка относит «фальшивые лица» к X–XIII векам, хотя археолог предположил, что эта традиция зародилась в конце IX века и резко оборвалась около 1300 года.
Экхаут отметил, что Пачакамак был церемониальным центром ичсма. Здесь было обнаружено несколько сотен погребений. Умерших обычно помещали в сидячее положение, подогнув колени к груди и скрестив руки вокруг ног, после чего заворачивали обнаженное тело в основной слой ткани. Далее оно последовательно оборачивалось сырым хлопком и одеждой – рубашками, мантиями, набедренными повязками, головными уборами, поясами. Между слоями оставляли подношения в виде ткацких инструментов, початков кукурузы, трупов морских свинок, металлических изделий или раковин. Затем все большие полотнища затягивались как можно плотнее и сшивались, образуя более или менее цилиндрический сверток. На некоторые из них сверху накладывали «фальшивые лица».
Экхаут отметил, что маски всегда красного цвета. Это указывает на его крайнюю значимость в ходе очень ритуализированных похорон. Более того, куски киновари встречаются и внутри погребального свертка. Археолог предположил, что существовала семиотическая, символическая и семантическая связь между умершим, божеством и красным цветом. Конструкция «фальшивых лиц», по мнению Экхаута, довольно стандартизирована и универсальна, что минимизировало статусные различия между мумиями.
Ученый пришел к выводу, что мертвые сидели в позе эмбриона, словно ожидая своего возрождения. Эта новая система верований, вероятно, связана с развитием идей загробной жизни. Мумифицированный предок принимал участие в жизни общины, узаконивая власть своих потомков и обеспечивая благосостояние населения. Наличие «фальшивых лиц» оправдывается необходимостью диалога и контакта с умершими.
На N + 1 регулярно освещаются интересные новости о мумиях со всего света. Так, мумия с Алтайских гор оказалась останками монгольского конного воина, а польские археологи обнаружили первую египетскую мумию беременной женщины.
Михаил Подрезов