«Роскосмос» объявил состав экипажа первого туристического полета к МКС с конца 2000-х годов. Помимо российского командира экипажа в декабре 2021 года на станцию отправятся два японских космических туриста, в том числе Юсаку Маэдзава, который в 2023 году должен облететь Луну на космическом корабле Starship.
В 2000-е годы «Роскосмос» уже не раз отправлял туристов, то есть не профессиональных космонавтов, на российский сегмент МКС. Всего с 2001 по 2009 год «Роскосмос» вместе со Space Adventures, помогающей в организации таких миссий, отправили на МКС семь туристов, один из которых — Чарльз Симони — слетал на станцию дважды. Еще один полет должен был состояться в 2015 году, тогда на орбиту должна была попасть Сара Брайтман, но она отказалась от миссии в процессе подготовки.
В конце 2010-х годов «Роскосмос» снова начал развивать космический туризм. О полете сразу двух туристов на МКС стало известно в 2019 году. Тогда госкорпорация договорилась со Space Adventures о полете на орбиту без стыковки с МКС, а также не уточняла имена туристов. Теперь стали известны как имена будущих космонавтов, так и изменения в плане полета.
8 декабря 2021 года в космос на корабле «Союз МС-20» отправятся три человека: российский командир экипажа Александр Мисуркин, который ранее дважды летал на МКС, японский миллиардер Юсаку Маэдзава и видеорежиссер Йозо Хирано. Оба туриста прошли медицинскую комиссию и по ее результатам были допущены к предполетной подготовке. В июне они приступят к подготовке в подмосковном Звездном городке, которая продлится три месяца.
После запуска космический корабль пристыкуется к МКС, а туристы вместе с командиром экипажа перейдут на станцию. Полет продлится 12 дней, во время которых Маэдзава и Хирано планирует снимать ролики для своего YouTube-канала.
Примечательно, что Маэдзава также планирует стать первым космическим туристом, покинувшим орбиту Земли. В 2018 году SpaceX объявила, что отправит миллиардера в полет вокруг Луны на перспективном космическом корабле Starship в 2023 году. Пока Starship находится в стадии испытаний и недавно его прототип совершил первый полностью успешный высотный полет, взлетев на 10 километров и приземлившись после этого.
SpaceX также планирует развивать и околоземный космический туризм, и у компании уже есть несколько запланированных миссий. В четвертом квартале 2021 года компания планирует отправить на орбиту космический корабль Crew Dragon с четырьмя людьми, среди которых не будет ни одного профессионального космонавта. Также у SpaceX есть контракты на полеты с двумя компаниями: в 2021 году должны начаться полеты туристов, которые будет организовывать Space Adventures, а в 2022 году SpaceX проведет первый частный полет к МКС по заказу Axiom Space. А в 2023 году планирует провести первый частный выход человека в космос с Международной космической станции. Эта миссия также будет организована вместе со Space Adventures.
Григорий Копиев
Сверху на ускоритель установили переходный отсек с теплозащитным экраном
SpaceX показала модернизированный ускоритель Super Heavy B9 с установленным на его вершине переходным отсеком, который предназначен для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, сообщает издание space.com. Компания продолжает подготовку ко второму испытательному запуску ракеты Starship, точная дата которого пока еще не определена. Первый испытательный полет, в котором двухступенчатая система Starship, состоящая из прототипов ускорителя Super Heavy B7 и корабля Starship S24, достигла высоты 39 километров, состоялся 20 апреля 2023 года. Стартовав с площадки космодрома Starbase в штате Техас, ракета начала набирать высоту, несмотря на последовательное отключение нескольких двигателей из 33 установленных на ускорителе. Однако к моменту разделения ступеней началось неконтролируемое вращение и Starship был подорван системой прекращения полета (подробнее об этом запуске можно прочитать в материале «Она рванула»). После анализа собранных во время первого полета данных инженеры SpaceX решили изменить схему расстыковки первой и второй ступеней, изменив ее на «горячую». Это означает, что двигатели корабля Starship включатся, когда он будет еще находиться на ускорителе. Поэтому для защиты на вершину Super Heavy установили дополнительный небольшой переходный отсек с тепловым экраном и множеством сквозных отверстий по периметру — через них будет осуществляться газоотведение от включившихся двигателей корабля. Фотографии переходного отсека, установленного на вершину ускорителя B9, были недавно опубликованы в twitter-аккаунте компании. Кроме этого, по словам главного инженера SpaceX в конструкцию нового прототипа ускорителя было внесено более 1000 изменений по сравнению с предыдущей версией. Изменениям подвергся и стартовый стол, серьезно пострадавший во время первого запуска — тогда под ним образовался глубокий кратер. Чтобы предотвратить подобное в будущем, под стартовым столом установили стальную плиту со множеством отверстий, через которые во время запуска распыляется большое количество воды. Работа водяной системы напоминает направленный вверх душ. После предварительного тестирования ее впервые задействовали во время огневого испытания двигателей первой ступени 6 августа. Дата второго полета, в котором помимо ускорителя B9 примет участие прототип корабля Starship S25, пока не известна. Помимо технической готовности, SpaceX необходимо будет еще получить разрешение государственного регулятора, которому компания недавно передала заключительный отчет о первом испытании. Тем временем российская автоматическая станция «Луна-25», стартовавшая с космодрома Восточный 11 августа, успешно вышла на окололунную орбиту и прислала первый снимок лунной поверхности. Однако затем она не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту. На орбите Луны также находится индийская станция «Чандраян-3», от которой недавно отделился спускаемый лунный модуль. Оба аппарата в скором времени должны совершить посадку в южном приполярном регионе Луны.