Американские психиатры в III фазе исследований эффективности 3,4-метилендиоксиметамфетамина в лечении посттравматического стрессового расстройства показали, что терапия с применением МДМА заметно снижает выраженность симптомов ПТСР. В исследовании, опубликованном в журнале Nature Medicine, 67 процентам пациентов удалось избавиться от посттравматического стресса с помощью МДМА-психотерапии.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина сертралин и пароксетин одобрены Управлением по продуктам и лекарствам США (FDA) для лечения посттравматического стрессового расстройства. Однако 40–60 процентов пациентов не реагируют на эти препараты.
МДМА (3,4-метилендиоксиметамфетамин), известный в массовой культуре как «экстази», психоактивное вещество, действующее на серотониновые, дофаминовые и норадреналиновые рецепторы мозга, успешно использовали в экспериментальной психотерапии в 1970-х годах. После включения МДМА вместе с большинством известных психоделиков в перечни контролируемых наркотических веществ большинства стран мира подобные исследования практически прекратились. Однако В 2016 году FDA одобрило проведение крупномасштабных клинических испытаний МДМА. Потенциальным показанием к его применению стало ПТСР. С тех пор исследования эффективности терапии продолжаются. Клинические испытания еще не завершены, поэтому в психотерапевтической практике лечение пока не применяется.
Испытания II фазы МДМА-терапии проводились с апреля 2004 года по февраль 2017 года: всего было шесть рандомизированных двойных слепых контролируемых клинических испытаний в пяти исследовательских центрах. Активные дозы МДМА (75 –125 миллиграмм) получали 72 пациента. К окончанию лечения 56,2 процента из них полностью избавились от симптомов ПТСР. Для сравнения, в плацебо-группе этот показатель составил 22,6 процента. Положительный эффект MDMA-терапии против посттравматического стрессового расстройства сохранился и через год после окончания лечения. К такому выводу пришли американские исследователи, которые проанализировали результаты всех шести проведенных испытаний терапии II фазы.
Исследователи под руководством Дженнифер Митчелл (Jennifer M. Mitchell) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско провели III фазу испытаний МДМА с помощью двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого метода для лечения пациентов с тяжелым посттравматическим стрессовым расстройством. Исследования III фазы проводятся с большим количеством участников и позволяют подтвердить и расширить результаты, полученные в испытаниях II фазы.
Эксперименты проводились в 15 исследовательских центрах: 11 в США, 2 в Канаде и 2 в Израиле. Участников набирали с 7 ноября 2018 года по 26 мая 2020 года с помощью интернет-рекламы. Из всех откликнувшихся 1331 человека по всем критериям подошли 131, а после обследования к участию пригласили 91 пациента. Один человек отказался от участия в день начала экспериментов без объяснения причин. Из 90 участников 46 были отнесены в группу MДMA, а 44 — в группу плацебо. Группы существенно не различались по расе, полу, возрасту и степени тяжести ПТСР. Средняя продолжительность диагноза посттравматического стрессового расстройства составила в среднем 14,8 лет и 13,2 года в группах МДМА и плацебо, соответственно. Также пациенты имели сопутствующие заболевания, такие как диссоциация и депрессия.
Пациенты из первой группы получили три дозы МДМА в течение 18 недель с интервалом около 4 недель в сочетании с 8-часовыми сеансами психотерапии. На первом сеансе участникам дали 80 миллиграмм МДМА, а затем еще 40 миллиграмм через 2 часа. Во второй и третьей сессиях участники приняли по 180 миллиграмм вещества. Пациенты из второй группы также прошли три сессии психотерапии, с разницей в том, что вместо МДМА они получили плацебо. Участникам не сообщалось в какой группе они находятся. По разным причинам пройти все три сессии терапии смоги только 42 человека из группы МДМА и 37 человек из группы плацебо.
Изменение выраженности симптомов посттравматического стресса оценивали по клинической шкале ПТСР (Clinician-Administered PTSD Scale — CAPS) с баллами от 0 до 80, при этом посттравматическое стрессовое расстройство средней степени тяжести соответствовало значениям от 23 до 34, а тяжелая форма ПТСР соответствовала 35 баллам и больше. Также исследователи оценивали участников по шкале Шихана (Sheehan’s Disability Scale — SDS), демонстрирующей уровень тревоги, качества жизни и трудоспособности.
По завершению 18 недель терапии среднее изменение показателей по шкале CAPS у пациентов из группы МДМА составило 24,4 балла, а в плацебо-группе — 13,9 баллов. Причем 28 из 42 (67 процентов) участников в группе МДМА после терапии больше не соответствовали критериям ПТСР. А группе плацебо от ПТСР избавились только 12 из 37 (32 процентов) человек.
Среднее изменение показателей по шкале SDS по сравнению с исходным уровнем составило 3,1 балла в группе МДМА и 2 балла в группе плацебо. Пациенты, принимавшие МДМА, сообщали о таких побочных эффектах, как мышечное напряжение, снижение аппетита, тошнота, потливость и чувство холода. У двух участников было кратковременное повышение температуры тела до 38 градусов.
Возможный механизм, лежащий в основе терапевтического эффекта МДМА, связан с тем, что вещество помогает избавиться от чувства страха, возникающем при воспоминании о травматическом событии. Во всяком случае это было показано в исследовании на крысах.
МДМА эффективен не только в лечении ПТСР. В феврале МДМА-психотерапия помогла при алкоголизме. Участники прошли восьминедельный курс из десяти сеансов психотерапии с двумя приемами вещества. За время наблюдения исследователи отметили улучшение психического состояния добровольцев, а среднее потребление алкоголя участниками на девятый месяц снизилось с 1306 до 187 миллилитров в неделю в пересчете на чистый спирт.
Это выяснили в рандомизированном исследовании
Американские ученые провели эксперимент и выяснили, что прослушивание новорожденными колыбельной Моцарта снижает у них болевые ощущения при взятии крови из пятки. Как сообщается в журнале Pediatric Research, в группе прослушивания баллы по шкале младенческой боли были ниже, чем в контрольной группе. В настоящее время известно, что новорожденные испытывают боль: исследования показали, что новорожденные могут острее переживать болевую реакцию из-за незрелой нервной системы и тормозных путей, хотя доношенные новорожденные довольно быстро адаптируются к ней. При этом новорожденным часто проводят болезненные процедуры — внутримышечные инъекции, пункции вен или уколы в пятки. Ученые сообщают, что сильные болевые стимулы в раннем возрасте могут привести к долгосрочным неблагоприятным исходам. Поэтому врачи ищут простые и надежные способы облегчения боли в этой возрастной группе. Исследовалось влияние немедикаментозных методов на восприятие боли у младенцев. Например, им давали сахарный раствор через рот, грудное молоко и применяли метод кенгуру. Также для модуляции болевой чувствительности использовалась музыка, однако она практически никогда не изучалась в рамках контролируемых исследований. Саминатан Анбалаган (Saminathan Anbalagan) с коллегами из Больницы Линкольна в Бронксе провели эксперимент: они давали слушать 54 доношенным новорожденным колыбельную Моцарта во время взятия крови из пятки, 46 детей были в контрольной группе и не слушали музыку. https://youtu.be/R2cksmXWj_E Обе группы получили 0,5 миллилитра 24-процентной сахарозы за две минуты до укола в пятку. В группе музыкального вмешательства новорожденные начинали слушать музыку за 20 минут до укола и через пять минут после укола. Боль оценивали по неонатальной шкале боли, которая включает оценку выражение лица, плача, характера дыхания, движений конечностей и общее возбуждение. Весь персонал (медсестра и врач, оценивающий боль) находился в помещении в наушниках с играющей музыкой. Дети из группы вмешательства получили значительно более низкие баллы по шкале боли (p < 0,001). При этом исходные показатели боли были одинаковыми. Не было никакой разницы в оценках боли в зависимости от пола или времени рождения ребенка. Это исследование показало статистически и клинически значимое снижение показателей боли у доношенных новорожденных при воздействии классической музыки. В будущих исследованиях ученые также рассчитывают узнать, какой обезболивающий эффект может оказывать запись родительского голоса. Ранее мы рассказывали, что регулярный музыкальный ритм помог детям сделать меньше грамматических ошибок при произнесении слов.