Положительный эффект MDMA-терапии против посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) сохраняется и через год после окончания лечения. К такому выводу пришли американские исследователи, которые проанализировали результаты всех шести проведенных испытаний терапии II фазы: к окончанию лечения 56 процентов участников не попадали под необходимые для диагностики ПТСР критерии, а через год их было уже 67 процентов. Статья опубликована в журнале Psychopharmacology.
Полномасштабные клинические испытания MDMA-терапии в качестве лечения ПТСР в США одобрили в 2016 году, а через год ей уже присвоили статус «прорывной терапии»: эту маркировку обычно выдают препаратам и методам лечения, которые планируют ввести в медицинскую практику в ускоренном порядке. С тех пор исследования эффективности терапии продолжаются: клинические испытания еще не завершены, поэтому в психотерапевтической практике лечение пока не применяется: впрочем, в январе стало известно, что 50 людям с тяжелой формой ПТСР MDMA-терапию уже назначили — в финальную фазу испытаний они, однако, включены не будут.
В частности, пока что не до конца ясно, сохраняется ли эффект от такой терапии в долгосрочной перспективе: подтверждают это только результаты самого первого клинического испытания, участники которого не сообщали о возвращении симптомов расстройства в течение полутора лет после успешной терапии. Лиза Джером (Lisa Jerome) из Междисциплинарной ассоциации психоделических исследований (MAPS), которая проводит и спонсирует исследования MDMA-терапии в США, и ее коллеги решили объединить долгосрочные результаты всех шести клинических испытаний II фазы: они проводились с 2004 по 2017 год в США, Канаде, Швейцарии и Израиле и включали 107 участников.
MDMA-терапия не ограничивается исключительно приемом вещества, а включает в себя несколько длительных (до восьми часов) сеансов психотерапии, в которых сам «экстази» выступает посредником и помогает пациентам общаться со специалистом. В проведенных клинических испытаниях участники принимали MDMA сначала перед полуторачасовой психотерапевтической сессией, а затем — перед двумя восьмичасовыми сессиями (между ними прошел месяц). Прогресс в лечении ПТСР оценивали с помощью стандартизированного опросника на выявление симптомов: его участники заполняли до начала терапии, после ее окончания и через год. В последнем опросе принял участие 91 человек.
Согласно диагностическим опросам, терапия в действительности оказалась эффективной: у участников всех исследований наблюдалось меньше симптомов ПТСР, чем в начале испытаний (p < 0,001). Через год эффект сохранился, и количество симптомов также оказалось ниже — уже по сравнению с опросом в конце самих испытаний (p < 0,05). К концу самих клинических испытаний 56 процентов участников перестали соответствовать критериям, необходимым для постановки диагноза ПТСР; через год их было уже 67 процентов.
Ученые заключили, что эффект от MDMA-терапии сохраняется в течение как минимум года и, судя по всему, в долгосрочной перспективе, уже без терапии как таковой, также можно наблюдать и положительную динамику. Теперь, однако, необходимо дождаться окончания III фазы испытаний, которые включают больше пациентов, и посмотреть, наблюдается ли подобная положительная динамика у них.
Клинические испытания MDMA-терапии проводят не только в США: три года назад в Великобритании такую терапию одобрили для лечения алкогольной зависимости.
Елизавета Ивтушок
Исследование проводили в США
Дайана Григсби-Туссен (Diana Grigsby-Toussaint) с коллегами по Брауновскому университету измерила объективные показатели продолжительности сна учеников младших классов и выяснила, что она гораздо меньше, чем считают их родители. В работе приняли участие 102 ребенка в возрасте 6–10 лет (57,8 процента — девочки) из штата Род-Айленд (где статистика нехватки сна у детей примерно соответствует средней по США). Дети в течение недели носили акселерометры, регистрирующие время в постели, продолжительность сна, пробуждения после засыпания и время засыпания после отхода ко сну. Родители в это же время сообщали исследователям свою оценку продолжительности сна детей и его достаточности. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Pediatrics.