Моделирование с помощью географической информационной системы показало, как изменялась система путей сообщения эпохи позднего бронзового века, связывавших Хеттское царство с другими ближневосточными государствами через Таврские горы. Эти изменения, подтверждаемые данными из письменных источников и археологических раскопок, отразили развитие социокультурных и политических контактов между царством Хатти, приморскими областями на юго-востоке Малой Азии и северными районами Леванта. О результатах исследования сообщает статья в издании Journal of Anthropological Archaeology.
Название «страна Хатти» может относиться как к группе городов-государств раннего и среднего бронзового века, основанных коренным населением Центральной Анатолии — хаттами, так и к царству, возникшему на этой территории в первой половине II тысячелетия до нашей эры. В его создании ведущую роль сыграли проникавшие сюда с конца III тысячелетия до нашей эры племена, именовавшие себя nesili — «говорящие на языке города Неса», то есть на анатолийском индоевропейском языке. В течение нескольких веков они в значительной мере ассимилировали хаттов, но восприняли многие элементы хаттской культуры, в том числе название страны, а в историю вошли под условным наименованием «хетты», заимствованным из древнееврейских письменных источников.
История Хеттского царства охватывает отрезок времени приблизительно с 1650 по 1180 годы до нашей эры и целиком относится к эпохе поздней бронзы. В первые века его существования, в периоды Древнехеттского, или Старого, и Среднехеттского царств (приблизительно до конца XV века до нашей эры), правители государства постепенно, с переменным успехом добивались господства в Центральной и Северной Анатолии. Конец этой эпохи отмечен заметным ослаблением страны, которая испытывала внутренние неурядицы и подвергалась набегам воинственных соседей. Расцвет Хатти связан со становлением Новохеттского царства, или Хеттской империи, сумевшей установить гегемонию над большей частью Малой Азии, в Северном Леванте и Верхней Месопотамии. В XIV–XIII веках до нашей эры она становится одной из ведущих держав Ближнего Востока наряду с Египтом и Ассирийским царством. Затем, во время общего цивилизационного кризиса в Восточном Средиземноморье (так называемая «катастрофа бронзового века»), государство пришло в упадок и около 1180 года до нашей эры пало под натиском мигрирующих племен, известных из египетских источников как «народы моря».
Хотя на западе хетты достаточно активно контактировали с государствами Ахейской Греции, главным районом, где происходило интенсивное культурное, торговое и военно-политическое соприкосновение Хатти с сопредельными странами, был юго-восток Малой Азии. Эта местность занята горной системой Тавра — естественной границей между Анатолийским плато, с одной стороны, и приморскими областями Киликии (в эпоху бронзового века — Киццуватны), Северным Левантом и верховьями Евфрата, с другой. Неодинаковые географические условия уже с древнейших времен обусловили различия в хозяйственном и культурном укладе населения по разные стороны гор, но успешный контроль над путями, ведущими через Таврские горы, позволил хеттским правителям объединить эти области в единую систему и сохранять ее стабильность на протяжении двух столетий. Для этого требовалось поддерживать безопасность целой сети маршрутов, и изучение их расположения, а также факторов, определявших выбор тех или иных путей в разное время, важно для понимания социокультурной истории региона.
Итальянский историк Альвизе Матесси (Alvise Matessi) из Университета Вероны исследовал изменения сети коммуникаций через Тавр, происходившие во второй половине XVII–XIII веках до нашей эры. Сначала ученый выявил расположение участков горной цепи, оптимальных с точки зрения выбора пути, применив для анализа геоинформационную систему, созданную на программном обеспечении GRASS. Она позволила оценить горный ландшафт с точки зрения затрат на перемещение путем построения стоимостного растра — поля ячеек, каждая из которых отражает уровень затраты ресурсов в данной точке предполагаемого маршрута. Чтобы получить наиболее полную картину возможных участков транзита через горы, Матесси моделировал не отдельные связные пути, а коридоры с наименьшими затратами, определяемыми топографией местности. Затем исследователь сравнил полученную карту с археологическими данными, относящимися к эпохе Хеттского царства, и с информацией из письменных источников. Анализ показал наличие нескольких удобных коридоров, ведущих через Тавр на юг и юго-восток.
Самый восточный коридор мог несколькими путями связывать древний Каркемиш на севере Сирии с хеттским городом Неса (Каниш). О том, что в древности здесь проходили торговые пути, известно из ассирийских текстов. На них стояли хеттские поселения, остатки которых раскопаны в Малатье и Карахююке, и Матесси полагает, что этот коридор стабильно функционировал на протяжении всего периода существования Хеттского государства.
Далее к западу несколько проходов пересекают хребет Антитавр, соединяя Центральную Анатолию с восточными областями Киццуватны. В одном из них, в долине реки Заманты, обнаружено множество памятников времен Новохеттского царства, например, рельеф царя Хаттусили III в Фырактыне, вблизи границы между Хатти и Киццуватной. Исследователь предположил, что дороги через Антитавр особенно активно использовались с конца XIV до середины XIII века до нашей эры, когда Киццуватна была включена в Хеттскую державу.
Еще западнее располагается широко известный в античную и византийскую эпоху Киликийский проход. Со времен персидского царя Кира здесь находился главный коридор, пересекающий Таврские горы. Но от эпохи бронзового века в его пределах сохранились лишь остатки поселения в Порсуке (предполагаемой хеттской Тунне), датируемые очень ранним временем (XVII век до нашей эры). По-видимому, позже оно было разрушено в ходе вражеских набегов, а проходивший через него путь заброшен.
Дальше пролегает путь, который мог связывать древний порт на месте нынешнего Мерсина с хеттской Куванной (современный город Конья). По-видимому, именно эта дорога упоминается греческим автором Ксенофонтом как самый прямой и быстрый переход через Тавр, занимавший всего пять дней. Однако судить о том, насколько активно он использовался, пока трудно из-за недостатка археологических данных.
И, наконец, самый западный коридор проходил по долине реки Гёксу и вел из области Конья к морскому побережью. Здесь найдены остатки нескольких поселений, из которых лучше всего изучены руины Килисе-Тепе, самые древние горизонты которого датируются временем не ранее середины XVII века до нашей эры. Матесси предположил, что появление этого поселения было связано с упадком пути через Киликийский проход. В пользу предположения об интенсивном использовании коридора говорит то, что в устье Гёксу располагался древний порт Ура. Точное местоположение Уры пока не идентифицировано, но из хеттских текстов известно, что через нее осуществлялись морские контакты с Угаритом, входившим в сферу влияния Хатти в XIV и в XIII веках до нашей эры.
Наибольшие изменения, таким образом, произошли в структуре маршрутов, связывавших внутренние земли Хеттского царства с Киццуватной, располагавшей морскими гаванями. По мнению Матесси, эти перемены отражают рост могущества и расширение державы Хатти, в том числе распространение ее влияния на Левант, которое осуществлялось не только по сухопутным коммуникациям, но и по морю, через Угарит и Уру. Возможно, они диктовались также возросшим интересом к кипрской меди. Повышение важности портовых городов подчеркивается тем фактом, что заброшенный еще на раннем этапе существования царства маршрут через Киликийский проход хетты так и не возродили: главная роль перешла к пути по долине Гёксу, соединявшей центр страны с гаванью Уры.
Ранее археологи рассказали о находке хеттской статуи, изображавшей мать богов Кубабу или одну из цариц страны Хатти, а также сообщили об обнаружении на севере Ирака руин крепости бронзового века, принадлежавшей государству Митанни, соседствовавшему с Хеттской державой.
Среди находок оказались подвески, бусины и кольца
Лечащий врач посоветовал 51-летнему норвежцу Эрленду Боре (Erlend Bore) чаще проводить время на открытом воздухе, поэтому он решил завести себе хобби и купил первый в своей жизни металлоискатель. Во время обследования территории на острове Реннесёй Боре обнаружил клад, состоящий из золотых украшений: девяти подвесок (брактеатов), трех колец и десяти золотых бусин, общая масса которых превышает сто грамм. Как сообщается на сайте археологического музея Ставангерского университета, возраст находок составляет около 1500 лет. По всей видимости, в древности бусины и подвески были элементами дорогого ожерелья.