Излучение от томографа помогло при болезни Альцгеймера

Малые дозы ионизирующего излучения могут быть эффективны в терапии болезни Альцгеймера, установили канадские ученые. Они провели пилотное исследование, в ходе которого пациенты в тяжелой стадии болезни получили три последовательных сеанса компьютерной томографии. В результате были отмечены заметные улучшения когнитивных способностей больных. Работа опубликована в Journal of Alzheimer’s Disease.

Болезнь Альцгеймера — нейродегенеративное заболевание, наиболее распространенная форма прогрессирующей деменции, на нее приходится 60-70 процентов всех случаев. Развитие заболевания приводит к постепенной потере базовых навыков мышления, памяти, речи, меняется характер и настроение. Существует несколько гипотез возникновения Альцгеймера, но единого мнения врачи не имеют. Методы терапии на сегодняшний день направлены на облегчение симптомов и улучшение качества жизни больных, но не способны излечить болезнь. Подробнее о существующих на данный момент лекарственных препаратах можно прочитать в нашем материале «В мире сложных решений: почему у нас нет нового лекарства от болезни Альцгеймера».

В 2015 году 81-летней пациентке хосписа в тяжелой стадии заболевания были проведены две плановые компьютерные томографии, чтобы отследить неврологические ухудшения. Через два дня после первого сеанса врач заметил значительные улучшения состояния больной. Пациентка, которая до этого была полностью неподвижна и не реагировала на окружение, заговорила, сама поела и попыталась встать. Улучшения были настолько существенными, что спустя несколько месяцев, пациентка была выписана из хосписа в дом престарелых. Многочисленные неврологические расстройства, в том числе болезнь Альцгеймера частично вызваны окислительным стрессом, который повреждает клетки мозга. Исследователи предположили, что небольшие дозы радиации стимулировали естественные защитные процессы организма.

Основываясь на этом случае, Джерри Каттлер (Jerry Cuttler) из исследовательской и учебной больницы для пожилых людей Baycrest Health Sciences и его коллеги решили проверить, будет ли терапия малыми дозами радиации иметь такой же эффект и с другими больными. Они провели пилотное исследование, в котором приняло участие 4 человека. Все испытуемые пациенты Baycrest Health Sciences в возрасте от 81 года до 90 лет с запущенной деменцией (Краткая шкала психического статуса (MMSE) <12), трое мужчин и одна женщина. Все больные на момент исследования были клинически стабильны в течение трех месяцев, ни один из участников не получал экспериментального лечения. Данные о взаимодействии пациентов с членами семьи были получены путем устных и письменных запросов, а также с помощью тщательного наблюдения во время посещений.

Четыре пациента получили три последовательных сеанса компьютерной томографии с интервалом в две недели для каждого. Наблюдались и фиксировались качественные изменения в общении и поведении с близкими родственниками. Количественные показатели когнитивных функций и поведения измерялись до и после томографии. В исследовании использовались три количественных показателя результатов для оценки нейрокогнитивных способностей, поведенческих симптомов и функциональных способностей. Тест Severe Impairment Battery (SIB) был выбран для измерения когнитивных функций как единственный доступный инструмент, предназначенный для характеристики нейропсихологического профиля пациентов с тяжелым слабоумием. Шкала физического возбуждения Коэна-Мэнсфилда (CMAI) была применена для измерения поведенческих симптомов деменции и Шкала функциональной оценки и изменения болезни Альцгеймера (ADFACS) — для оценки функциональных возможностей.

У трех из четырех пациентов были отмечены значительные улучшения когнитивных способностей. У одного испытуемого изменений не было. Два пациента, которые до этого нуждались в полной опеке, смогли сами принимать пищу и выполнять простые словесные команды. Были отмечены улучшения памяти и уменьшение агрессии. Качественные данные (описания, фотографии и видео) от ближайших родственников и других лиц свидетельствуют о значительном улучшении когнитивных функций и поведения. Никаких признаков ухудшения после КТ-терапии не было ни в одном из случаев. Но значительных улучшений по трем количественным показателям не наблюдалось.

Пилотное исследование показало, что низкодозное ионизирующее излучение может быть многообещающим методом терапии болезни Альцгеймера. Авторы работы отмечают, что эксперимент был ограничен небольшим размером выборки, отсутствием улучшений количественных показателей, отсутствием биологических маркеров и группы плацебо. Каттлер с коллегами указывают на необходимость дальнейших исследований, включающих двойные слепые плацебо-контролируемые испытания.

Недавно американские биологи смогли снизить количество тау-белка, участвующего в развитии болезни Альцгеймера, у мышей с помощью направленной генной терапии. Способ оказался эффективен для восстановления развития отростков нейронов и не показал побочных эффектов ни на молекулярном, ни на тканевом уровне.

Рузана Анчек