При исполнении пенальти в условиях психологического стресса активируется префронтальная кора, отвечающая за планирование действий, а в спокойных условиях работают моторные области мозга, обеспечивающие автоматизм. К такому выводу пришли ученые, изучив активность мозга при выполнении штрафного удара у 22 человек. Работа опубликована в Frontiers in Computer Science.
Пенальти в футболе порой может определить исход игры. Голландские исследователи выяснили, что успех удара гораздо больше определяют психологические факторы, чем профессиональные навыки и усталость. Снижение успешности игры футболистов в важных моментах матчах под давлением трибун и команды изучают уже давно: так cтрах перед ошибкой оказался связан с неверной траекторией удара.
Существует две гипотезы, описывающие механизм снижения успешности игры при стрессе. Первая объясняет ухудшение результативности тем, что при стрессе игроки больше обдумывают свои действия и просчитывают их последствия, что снижает автоматизм и приводит к ошибкам. Вторая теория считает, что страх занимает часть рабочей памяти, и это отвлекает внимание от актуальной задачи. Обе теории объединяются использованием общего круга страха, включающего в себя префронтальную кору, базальные ядра, таламус, двигательную кору, лимбическую систему и пирамидный тракт.
Голландские ученые из Университета Твенте под руководством Маннеса Поела (Mannes Poel) изучили мозговую активность игроков во время выполнения пенальти. В эксперименте участвовало 22 человека, из которых десять были опытными игроками в футбол. Их попросили выполнить пенальти в трех ситуациях: без вратаря, с вратарем, который не отвлекал испытуемого и с вратарем, который оказывал психологическое давление. В последней ситуации испытуемым также пообещали денежный приз и сказали, что победитель будет только один. Для изучения работы мозга во время выполнения пенальти исследователи использовали спектроскопию в ближней инфракрасной области. Этот метод определяет активность мозга по изменениям в гемодинамике, и его можно использовать во время движения, надевая на голову испытуемого шапочку из датчиков. Для статистического анализа в эксперименте применяли корреляцию Спирмана.
Оказалось, что если испытуемые не находились под давлением, то у них активировалась моторная кора, отвечающая за движения. Таким образом, они фокусировались только на актуальной задаче — необходимости забить гол. Если же испытуемые были в состоянии тревоги под давлением вратаря и вознаграждения, то активировались другие области мозга — в особенности префронтальная кора, которая отвечает за принятие решений и планирование. Повышенная активность в ней ассоциировалась с высоким уровнем тревоги у профессиональных игроков (p < 0,05). Это указывает на то, что под психологическим давлением они обдумывают ситуацию, игнорируя навыки, доведенные до автоматизма. Такое состояние может привести к ошибке.
Ученые предполагают, что спектроскопия в ближней инфракрасной области может помочь игрокам натренировать себя так, чтобы под психологическим давлением показывать лучший результат. Этого можно достичь, например, усилением активности моторных областей, отвечающих за автоматизм действий. Такую технику также можно будет применить для других профессий, в которых работники испытывают стресс, например, для хирургов.
В домашних матчах команды хозяев имеют психологическое преимущество: большинство зрителей болеют за них. Однако, в пандемию, когда матчи игрались совсем без зрителей, это преимущество сохранилось. Немецкие ученые установили, что играть хозяевам поля помогают не только зрители, но и усталость гостей от переезда до места игры, а также родной спортивный комплекс.
Анастасия Кузнецова
Велосипедисты в жилетах и шлемах казались респондентам менее похожими на людей
Ученые из Австралии проверили, влияет ли защитное снаряжение велосипедистов на то, как их воспринимают остальные. Участники опроса, которым которым предлагали выбрать одну фотографию из пары, посчитали велосипедистов в обычной одежде в большей степени людьми, чем велосипедистов в шлемах и светоотражающих жилетах. Работа опубликована в Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Велосипедная инфраструктура во многих странах развита плохо, и велосипедистам приходится ездить по дорогам вместе с машинами. Это небезопасно само по себе, а еще водители автомобилей иногда ведут себя агрессивно по отношению к людям на велосипедах. Исследование 2019 года показало, что люди дегуманизируют велосипедистов, то есть лишают их — у себя в голове — человеческих черт: интеллекта, рациональности, самоконтроля, индивидуальности, сложных эмоций, морали и так далее. На шкале от таракана до человека 37 процентов респондентов разместили велосипедистов не в самом конце шкалы, то есть посчитали их не вполне людьми. Степень такой дегуманизации предсказывала агрессию по отношению к велосипедистам (преимущественно со стороны водителей). Марк Лимб (Mark Limb) из Квинслендского технологического университета и Сара Коллиер (Sarah Collyer) из университета Флиндерс захотели выяснить, почему люди воспринимают велосипедистов именно так. Авторы предыдущего исследования предположили, что виноват может быть шлем, потому что он частично закрывает лицо, в частности — глаза и волосы, и тем самым делает человека «менее человеком», или другая экипировка. В опросе поучаствовало 563 респондента. Им показывали пары фотографий, на которых был изображен человек — мужчина или женщина — с велосипедом. Велосипедист был либо без головного убора, либо в кепке, либо в велосипедном шлеме, либо в светоотражающем жилете, но без кепки или шлема. Пары изображений создавались случайно, но участникам предъявили все возможные комбинации. Из двух фотографий респонденты должны были выбрать ту, человек на которой, по их мнению, меньше похож на человека. Перед началом испытания участникам предложили выбрать между моделью-мужчиной и моделью-женщиной без экипировок и кепок, чтобы убедиться, что выбор не зависит от пола модели. Велосипедисты в шлемах действительно казались участникам менее человечными, чем велосипедисты в кепках или без какого-либо головного убора и снаряжения — так посчитало от 357 до 397 респондентов. Примерно столько же участников посчитало велосипедистов в кепках менее человечными, чем велосипедистов без головного убора. Но между кепкой и шлемом участники выбирали шлем как атрибут меньшей человечности. Менее всего похожими на людей показались участникам велосипедисты в светоотражающих жилетах. Так, например, при сравнении изображений женщины в кепке и женщины в защитном жилете 398 респондентов посчитали женщину в жилете менее человечной. Судя по всему, велосипедистов в глазах других людей дегуманизирует защитное снаряжение в целом, а не просто шлем. Затем участникам предложили оценить велосипедистов по шкале дегуманизации, в начале которой расположен таракан (это 0), а в конце — человек (100). Эту шкалу респондентам уже показывали в начале исследования, а теперь им нужно было поместить на нее велосипедистов. Около 30 процентов респондентов посчитали велосипедистов не на 100 процентов людьми. В основном среди этих 30 процентов оценки человечности велосипедистов располагались в диапазоне от 81 до 99 процентов. На вопрос о том, почему они выбрали то или иное фото, респонденты отвечали по-разному. Кто-то говорил так: чем больше открытой кожи, тем больше модель похожа на человека. Для других спортивная экипировка указывала на лучшую физическую форму, и, как следствие, большую человечность. Также участники рассказали, как по их мнению воспринимают их водители на дорогах, если они едут на велосипеде. Они подтвердили, что экипировка вызывает больше агрессии, а женщины сказали, что к ним относятся не так агрессивно, как к их друзьям-мужчинам. Возможно, пишут авторы, защитная экипировка вызывает дегуманизацию и большую агрессию из-за того, что она явно указывает на принадлежность велосипедиста к группе. В итоге негативная репутация всей группы с большей вероятностью будет присвоена конкретному человеку. Таким образом, возникает потенциальный конфликт: снаряжение предназначено для того, чтобы сделать езду на велосипеде более безопасной, однако его наличие может вызвать большую агрессию со стороны других людей. Однако авторы отметили, что участники могли выбирать между двумя фотографиями по какому-то собственному принципу (например, эстетическому), то есть результаты могут и не отражать степень дегуманизации. Также они отметили, что их выборка не была репрезентативной выборкой австралийского населения. Среди участников преобладали мужчины среднего возраста с более высокими доходами, чем у среднего австралийца, более высокообразованные и работающие полный рабочий день. Ранее мы рассказывали о том, что во Франции разработали жилет для велосипедистов, который надувается при падении и таким образом гасит удар.