Турецкая компания Turkish Aerospace Industries создала беспилотник-камикадзе на основе своего учебно-тренировочного беспилотного летательного аппарата Simsek. Как сообщает Defense News, запускать его можно будет с другого беспилотника.
Оригинальные Simsek появились в 2009 году. Их задачей было имитировать высокоскоростные цели на испытаниях наземных и морских систем противовоздушной обороны, а также ракет класса «воздух — воздух». Скорость беспилотников может достигать 740 километров в час, а летают они на высоте от 305 до 4572 метров. Хотя изначально Simsek запускали с катапульты и только на испытаниях, в прошлом году их интегрировали с беспилотником самолетного типа Anka для участия в боевых действиях.
Исполнительный директор Turkish Aerospace Industries Темель Котиль 25 апреля сообщил, что у Simsek появилась другая модификация — ударная. Она может нести пять килограмм взрывчатки, а при запуске с беспилотника радиус ее полета составляет 100-120 километров. Других деталях об этой модификации Котиль не раскрыл, но отметил, что она уже готова к эксплуатации.
Defense News отмечает, что турецкий беспилотник-камикадзе нельзя в полной мере называть барражирующим боеприпасом, как, например, израильский разведывательно-ударный Harop. Simsek изначально спроектирован, чтобы симулировать воздушные суда. Поэтому его скорость и маневренность выше, чем у барражирующих боеприпасов. Еще его дешевле и легче производить.
При этом Harop и большинство других барражирующих боеприпасов крупнее, у них более широкий радиус применения, и они могут нести больше взрывчатки. А у Simsek, к тому же, нет оптических сенсоров или канала передачи данных, которые бы позволили ему настраиваться на цель, и им нельзя дистанционно управлять.
Барражирующие боеприпасы стоят намного дешевле стандартных видов вооружения, поэтому сейчас их разрабатывают во многих странах, включая Россию. Ранее мы писали про систему воздушного минирования на основе беспилотников «Ланцет», которую разработала компания Zala Aero.
Василиса Чернявцева
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.