Первые поселенцы приплыли в Северную Америку на каяках вдоль островов Берингова архипелага

Американские и итальянские исследователи провели ретроспективное картографирование Берингова моря и зафиксировали ранее не документированный глобальный географический объект, существовавший 30000–8000 лет назад. Они назвали его Переходным архипелагом Беринга. Его открытие позволило ученым выдвинуть новую гипотезу заселения Северной Америки, согласно которой первые поселенцы сначала обосновались на островах архипелага, а затем прибыли на Аляску на каяках. Выводы географов и океанографов опубликованы в Comptes Rendus-Geoscience.

Первые предположения о миграционных процессах из Азии в Северную Америку через Берингово море были высказаны еще в 1590 году. И хотя направление маршрута почти не вызывают возражений, не утихают споры о том, как и когда это происходило. Существует несколько моделей заселения Америки. Основные споры вызывают хронология, схемы маршрутов среди суровых ледниковых ландшафтов и вопросы генетики палеоамериканцев. Известно, что митохондриальная ДНК американских индейцев значительно отличается от ДНК аборигенов Азии. Генетики считают, что для возникновения таких отличий нужно не менее 15000 лет изолированного существования популяции. Но ответа на вопрос, где мог находиться рефугиум (обособленный участок обитания) без внешних связей, до последнего времени не было.

Группа американских и итальянских исследователей под руководством Джерома Добсона (Jerome Dobson) из Канзасского университета опубликовала выводы, сделанные по результатам ретроспективного картографирования региона Берингова моря. Они произвели реконструкцию изменений ландшафта за последние 30000 лет, основанную на изменении уровня моря, вызываемого ледником, с учетом деформаций земной коры и силы тяжести. Ученые составили серию из 61 цифровой карты с шагом в 500 лет. На них отражены повышения и понижения уровня моря и соответствующие изменения суши, происходившие в процессе таяния и замерзания льда в последнем оледенении. Моделирование уровня моря выявило большое количество островов, составлявших огромный архипелаг, протянувшийся почти на полторы тысячи километров.

Исследователи выдвинули предположение, что эти острова могли стать своеобразными «ступеньками» для первых поселенцев, двигающихся из Азии на восток. Ученые считают, что это могли быть сообщества, оставившие следы в бассейне сибирской реки Яны, или прибрежные охотники северных районов Японии. Покинув материк или ближние острова, путешественники оказались на архипелаге с подходящими для жизни условиями. Задержаться на этих землях им позволяла обширная пищевая база — рыба, морские животные и питательные водоросли. Острова архипелага существовали без серьезных изменений в период 30000–20000 лет назад. Это дало возможность их обитателям обжиться, отточить навыки, необходимые для выживания и для морских путешествий: охоту, строительство укрытий и каяков.

Около 20000 лет назад началось затопление западных островов, 16000 лет назад оно ускорилось и 10000 лет назад у западного берега осталось только три крошечных острова, в результате чего население архипелага оказалось отрезанным от Азиатского материка. Возникшая географическая изоляция вполне убедительно объясняет появление различий митохондриальной ДНК азиатов и индейцев. В период 10000–8000 лет назад стало быстро уменьшаться количество островов в восточной части Переходного Берингова архипелага, и их жителям пришлось эвакуироваться. Но, поскольку западные острова к тому моменту уже были затоплены, у людей не оставалось другого выбора, как отправиться дальше на восток. Авторы исследования считают, что подводным археологам следует искать первые поселения у побережья Аляски на глубине 90 метров, что соответствует уровню моря во время миграции.

Первые американцы перемещались по морю на весельных каяках, каркас которых выполнялся из кости или деревянных планок и обтягивался моржовой кожей. Такая лодка могла двигаться со скоростью 5.6–8,3 километра в час и совершать переходы по 24–36 часов. Таким образом, свободное ото льда побережье Аляски в районе Кордовы и залива Якутат вполне достижимо для каяка от ближайших островов. Версия миграции из Азии в Америку по «опорным камням» архипелага представляется ученым более убедительной, чем господствовавшие на протяжении многих лет теории о «коридоре дегляциации» или «Берингийском сухопутном мосте» с Чукотки на Аляску через Берингов пролив. Они не исключают, что этот путь сосуществовал вместе с «шоссе ламинарии» (kelp highway). Так называют миграционный маршрут вдоль океанского побережья, богатого водорослями и обладающий обширным набором пищевых ресурсов для охотников-собирателей.

Мы уже рассказывали о гипотезе заселения Северной Америки 24000 лет назад, основанной на изучении остеологических материалов из пещеры Блюфиш, а также о глобальном таянии льда, происходящем в районе Берингова моря в наше время.

Елена Синицкая