Археологические исследования на юго-востоке Египта показали, что местные изумрудные месторождения наиболее активно разрабатывались в позднеримскую эпоху. В районе, где располагались античные копи, археологи раскопали храмовые и жилые постройки, а также изучили несколько предполагаемых шахт и подтвердили, что эти сооружения использовались для добычи изумрудов. О результатах исследований сообщает статья в издании Чикагского университета Journal of Near Eastern Studies.
Изумруд — прозрачная разновидность берилла зеленых оттенков, приобретенных благодаря примеси оксида ванадия или оксида хрома, — высоко ценился как самоцветный камень уже в древности. Самый ранний известный историкам район его добычи находился в Аравийской пустыне Египта, в районе современного национального парка Вади эль-Гемаль. О существовании копей под названием Mons Smaragdus («Изумрудная гора») к востоку от Асуана, поблизости от побережья Красного моря известно из сочинений античных авторов — Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея. О добыче изумрудов в регионе между Нилом и Красным морем упоминает и арабский историк и географ X века ал-Масуди.
Начало добычи местного драгоценного камня ученые относят к позднеэллинистическому времени (I век до нашей эры), хотя не исключают, что месторождение было знакомо еще древним египтянам. Наиболее активно его разработка велась, по-видимому, в римский период и византийскую эпоху. Историки полагают, что копи Аравийской пустыни в это время были основным источником изумрудов. Добыча здесь велась и после арабского завоевания Египта в VII веке, и даже после установления османского владычества в 1517 году, — вплоть до XVI века, когда появление более качественных изумрудов, обнаруженных в Колумбии, привело к окончательному упадку египетских копей.
Заброшенное месторождение было обнаружено в 1818 году французским путешественником и естествоиспытателем Фредериком Кайо (Frédéric Cailliaud), но к его изучению археологи приступили лишь в конце XX века. Раскопками 1990-х годов установлено, что в районе добычи в древности существовало несколько поселков, самый крупный из которых находился в местности Вади Сикаит. Остатки этого поселения, четко делившегося на западный и восточный районы, занимают участок размером 560 × 270 метров, и насчитывают от 150 до 200 сооружений. Вади Сикаит был населен с I по VI век, но основная часть построек появилась в IV–V веках.
Группа испанских археологов под руководством Жоана Ольера Гусмана (Joan Oller Guzmán) из Автономного университета Барселоны сообщила о результатах очередного этапа раскопок на участке Вади Сикаит, начатого в 2018 году. Ученые обнаружили остатки трех крупных строений, получивших условные наименования «Административное здание», «Большой храм» и «Постройка с шестью окнами».
Первое из них расположено на юго-западной окраине поселения. Оно состояло из трех комнат; стены его сохранились и местами достигают в высоту четырех метров. Внутри сооружения археологи нашли фрагменты каменной курильницы и стеклянной мозаики, а также фигурки и граффити, изображающие птиц. Датировать постройку помогло обнаружение 19 монет. Одна из них отчеканена в Александрии при царе Птолемее III Эвергете (246/245 — 222/221 годы до нашей эры), что может указывать на очень раннюю дату появления «административного здания» в Вади Сикаите. Остальные монеты датируются временем правления императора Константина I Великого (306 — 337 годы; установил свою власть над восточными провинциями империи в 324 году) и его ближайших преемников. Возможно, в промежутке между этими эпохами постройка не использовалась, а в конце IV — начале V века была окончательно заброшена. Археологи предположили, что в действительности она представляла собой храм, а фигурки птиц и монеты служили вотивными дарами.
Одно из наиболее хорошо сохранившихся в Вади Сикаит сооружений — «Большой храм» — было раскопано в юго-восточной части поселка. Вероятнее всего, оно также имело культовое назначение. К входу в храм поднималась мощеная стеатитовыми плитами дорога; внутренние помещения были вырублены в скале восточного склона вади, и в них сохранились элементы декора, включая следы позолоты. Раскопки в Большом храме принесли большое количество находок: каменные и бронзовые вотивные предметы, среди которых — фигурки богини и бога, сидящего верхом на не определенном животном, а также амулеты и фрагменты керамики. Еще одна находка — обломок культовой стеатитовой чаши с резным изображением бога Хора в облике сокола в двойной короне. Были здесь и римские монеты: одна отчеканена в 144–145 годах, во время правления Антонина Пия, другая — в 66–67 годах, то есть в эпоху Нерона. Однако археологи обнаружили на фасаде сильно поврежденный греческий текст, а внутри святилища — остатки иероглифической надписи, что позволяет отнести его возведение к более раннему периоду.
Третий раскопанный памятник — «Постройка с шестью окнами» — находится на северо-восточном краю поселка. Это комплекс из двух сооружений, расположенных на разных уровнях склона вади и соединявшихся лестницей. В них ученые нашли множество керамических фрагментов, украшения и монеты в основном позднеримского времени, благодаря которым смогли установить, что комплекс наиболее активно использовался в IV–V веках и, по-видимому, представлял собой жилой дом. После расчистки одной из комнат открылся вход в подземное помещение, оказавшееся несколько старше основной постройки (ее стена частично перекрывает доступ в подвал). В материале, заполнявшем эту камеру, присутствовала берилловая крошка, поэтому не исключено, что подвал мог служить хранилищем для добытых самоцветов.
Археологи изучили в Вади Сикаит еще три сооружения, идентифицированные в ходе предшествующих раскопок как возможные шахты. Выяснив их строение и основные этапы развития, ученые смогли подтвердить первоначальное предположение. Сначала для добычи драгоценного камня выкапывалась траншея, а далее древние горняки, следуя за изумрудоносной жилой, уводили выработку под землю. В результате образовались сложные сети туннелей шириной от 0,50 до 2,50 метра и высотой 0,75–1,00 метра, прорытых на разной глубине, с выбитыми в некоторых местах нишами для масляных светильников. В шахтах археологи нашли остатки соломенных корзин для выемки породы, а возле одного из входов — латинскую надпись LOC VI, которую можно интерпретировать как locus («место») VI.
Наличие обширной сети выработок показывает, что добыча изумрудов в копях Вади Сикаит велась долгое время и — по крайней мере, периодически — достигала широкого размаха. Исследователи отмечают, что отправление культа, вероятно, играло большую роль в жизни обитателей горняцкого поселения. Известно, что культ Хора был распространен среди блеммиев — нубийского кочевого племени, населявшего южную часть Аравийской пустыни в III–VI веках и нередко совершавшего набеги на Верхний Египет. В этой связи особый интерес вызывает вопрос о принадлежности копей в позднеримский и ранневизантийский периоды. Так, в начале V века историк Олимпиодор упоминал, что посещение копей Mons Smaragdus было невозможно без разрешения царя блеммиев.
Гусман и его коллеги полагают, что будущие исследования в Вади Сикаит предоставят новые данные о различных аспектах жизни населения поселка, объемах добычи и организации работ, хранения и вывоза изумрудов. Это поможет ученым в реконструкции социальной и экономической истории египетских изумрудных копей, а также связанных с ними политических событий.
Ранее археологи сообщили об обнаружении римских катакомб I–II веков в египетском некрополе Саккара и рассказали, как в этот же период жители порта Береника, располагавшегося примерно в 60 километрах к юго-востоку от Вади Сикаит, заботились о своих домашних питомцах.
Находки относятся к последней четверти XIII века
Российский археолог рассказал о предварительных результатах раскопок, проходивших летом 2025 года на территории Болгарского городища. Среди прочего, недалеко от остатков так называемого ханского дворца исследователи обнаружили небольшой клад, состоящий из семи серебряных монет. Они представляют собой анонимные дирхемы, относящиеся, по-видимому, к последней четверти XIII века. Об этом сообщается на сайте Института археологии РАН.