Компания Northrop Grumman провела первую успешную стыковку спутника для продления миссий MEV-2 с телекоммуникационным спутником Intelsat 10-02 на геостационарной орбите. Пристыковавшийся аппарат будет управлять ориентацией и положением Intelsat 10-02 на орбите, и тем самым продлит его срок службы, который был ограничен из-за исчерпания запасов топлива.
После выхода на орбиту космический аппарат вынужден корректировать как параметры самой орбиты, так и свое направление, которое важно для стабильных приема и передачи сигналов. Для коррекции орбиты используются двигатели, а для управления ориентацией также применяют маховики и гиродины. Зачастую топливо двигателей системы ориентации и маневрирования заканчивается еще до того, как основная аппаратура спутника выходит из строя и его приходится переводить на орбиту захоронения или сводить с орбиты фактически в рабочем состоянии.
Northrop Grumman разработала семейство спутников MEV (Mission Extension Vehicle — аппарат продления миссии), которые позволяют продлить срок активной работы таких аппаратов. После запуска MEV выходит на одну орбиту со спутником, исчерпавшим свой запас топлива, затем непосредственно сближается с ним, отслеживая его положение при помощи камер, а после этого вставляет механический захват в сопло двигателя и сцепляется с аппаратом. В результате оба аппарата оказываются в жесткой сцепке и MEV берет на себя все задачи по контролю за положением.
Первый аппарат серии MEV-1 был запущен на орбиту в 2019 году, а весной 2020 года сначала успешно состыковался с телекоммуникационным спутником Intelsat 901, а после переместил его с орбиты захоронения обратно на рабочую геостационарную орбиту. MEV-2 был запущен в августе 2020 года и теперь, весной 2021 года, успешно состыковался со спутником Intelsat 10-02, запущенным в 2004 году. В отличие от первой миссии, MEV-2 взял на обслуживание спутник, который уже находится на геостационарной орбите, поэтому он не будет перемещать его на новое место, а лишь будет поддерживать его на этом месте и ориентировать по направлению к Земле.
Стыковка MEV-2 и Intelsat 10-02 произошла в понедельник 12 апреля в 20:34 по московскому времени. Ожидается, что после стыковки и проверок MEV-2 будет пять лет отвечать за ориентацию и орбиту этого аппарата, а затем отстыкуется и направится на аналогичную миссию к новой цели.
В 2024 году Northrop Grumman планирует начать испытывать новое поколение аппаратов обслуживания MRV (Mission Robotic Vehicle). Предполагается, что они смогут проводить ремонт аппаратов, а также устанавливать на них модули MEP (Mission Extension Pods), которые будут выполнять ту же функцию, что и MEV, но будут иметь меньший размер.
Григорий Копиев
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.