Систематический обзор 1528 научных статей и метаанализ 43 из них с общей выборкой 48,5 тысяч человек показали, что ежедневный прием витамина D в дозировке 400 — 1000 международных единиц (ME) на протяжении года снижает риск развития острых дыхательных инфекций по сравнению с плацебо. Однако, как сообщается в журнале The Lancet Diabetes & Endocrinology, снижение этого риска на восемь процентов наблюдалось только при таком режиме приема препаратов витамина, а сами ученые указывают на значимую разнородность исследуемых работ.
Способность витамина D предотвращать развитие острых респираторных инфекций до сих пор остается под вопросом, и снова актуальной эта тема стала в начале пандемии COVID-19. Началось все с исследований, в которых витамин D оказывал некоторое регуляторное влияние на воспалительные реакции в легких, вызванные респираторными патогенами. Кроме того, другие наблюдательные исследования показали ассоциацию между низкими концентрациями активной формой витамина D в крови — гидроксивитамина (25[OH]D) — и повышенным риском развития респираторных инфекций. Рандомизированные контролируемые исследования эффекта витамина D на снижение риска развития инфекции показывали неоднородные результаты, причем некоторые подтверждали защитный эффект витамина, а другие сообщали о его отсутствии.
Дэвид Джоллифф (David A. Jolliffe) из Лондонского Университета королевы Марии со своей командой также изучал вопрос применения витамина D для профилактики респираторных инфекций. Его прошлый метаанализ показал, что у тех людей, чья исходная концентрация 25(OH)D в крови составляла менее 25 наномоль на литр, риск развития инфекции был ниже, чем у тех, чья концентрация была 25 наномоль на литр или выше. Кроме того, риск также был ниже в исследованиях, где витамин D вводили ежедневно или еженедельно, а не редко и в больших дозах.
В новый систематический обзор его команды вошло 1528 статей, из которых 43 исследования включали данные о развитии инфекции на фоне приема витамина D. Общая выборка составила 48488 человек и включала мужчин и женщин в возрасте с рождения до 95 лет из 23 стран на пяти континентах. Продолжительность испытаний варьировалась от восьми недель до пяти лет.
Чтобы исследовать причины столь разных эффектов витамина D на риск развития респираторной инфекции по сравнению с контролем плацебо, ученые сравнивали участников по концентрации 25[OH]D и возрасту и по четырем факторам уровня исследования — доза, частота приема, продолжительность исследования и наличие или отсутствие заболеваний дыхательных путей.
По сравнению с участниками, которые получали плацебо, люди, принимавшие витамин D не показывали значимого снижения риска развития респираторной инфекции вне зависимости от исходной концентрации 25(OH)D в крови. Однако у детей в возрасте от года до 15 лет риск развития одного или нескольких инфекционных заболеваний легких при приеме витамина D снизился на 29 процентов. У детей в возрасте до года значимого профилактического эффекта не наблюдалось.
В исследованиях, в которых витамин D давался ежедневно, риск развития инфекции снижался на 22 процента. При употреблении витамина раз в неделю, однократном введении больших доз ежемесячно или раз в три месяца протективных эффектов не наблюдалось. Значительные защитные эффекты наблюдались также в исследованиях, в которых витамин D вводился в суточной дозе 400 — 1000 МЕ и в исследованиях, в которых участники принимали витамин D в течение года или меньше. Однако анализ также показал, что у людей с астмой и хронической обструктивной болезнью легких витамин D не снижал риски развития заболевания.
Таким образом, ученые заключают, что витамин D имеет небольшой, но значимый защитный эффект от одного или нескольких острых инфекционных заболеваний дыхательной системы по сравнению с плацебо: в среднем риск в исследованиях снижался на восемь процентов. Однако между исследованиями наблюдалась значительная гетерогенность (p = 0,018), что могло привести к недооценке защитного эффекта добавок витамина D.
Витамин D помимо известного влияния на кости, по-видимому, как-то связан и с психическими заболеваниями. Например, ученые уже знают, что дефицит витамина D при рождении связан с риском развития шизофрении, хотя при депрессии он в исследовании оказался не эффективнее плацебо.
Вячеслав Гоменюк