Фотоловушка сделала первый снимок скрытной африканской антилопы

Исследователи впервые получили фотографию дукера Уолтера — редкой западноафриканской антилопы, которая была описана в 2010 году на основе туш и черепов с мясных рынков и почти никогда не попадалась на глаза зоологам. Уникальный кадр сделала автоматическая камера, установленная в одном из национальных парков Того. В общей сложности ученым удалось зарегистрировать здесь 32 вида млекопитающих, в том числе сразу два вида слонов. К сожалению, как отмечается в статье для журнала African Journal of Ecology, природа парка находится под сильным давлением со стороны браконьеров, лесорубов и сельского хозяйства.

Доступные и простые в использовании автоматические камеры появились относительно недавно, однако уже стали незаменимым инструментов зоологов. С их помощью исследователи могут изучать животных, которые из-за своей скрытности и низкой численности редко попадаются людям на глаза. Например, недавно благодаря фотоловушкам был переоткрыт вьетнамский оленек (Tragulus versicolor). До этого представителей данного вида не встречали в дикой природе с 1990 года.

Команда зоологов во главе с Деланьоном Ассу (Delagnon Assou) из Университета Ломе решила воспользоваться камерами-ловушками, чтобы исследовать фауну млекопитающих национального парка Фазао Малькафасса, который располагается в центральной части западноафриканского государства Того и занимает площадь около 192000 гектаров. Данная местность покрыта мозаикой из лесов и саванн и считается одним из центров биологического разнообразия в стране. Природа парка изучена недостаточно — и подвергается растущим угрозам со стороны браконьеров, фермеров и лесорубов.

Ассу и его коллеги разместили на территории парка сто фотоловушек, которые собирали данные с февраля по июнь 2019 года, то есть как в сухой сезон, так и во влажный . Проанализировав полученные снимки, ученые опознали 32 вида млекопитающих, от саванных (Loxodonta africana) и лесных слонов (L. cyclotis) до белок и крыс. Чаще всего в объектив камер попадали копытные: дикие свиньи и различные антилопы.

Для сравнения, всего в Фазао Малькафассе зарегистрировано 52 вида млекопитающих без учета летучих мышей и крыланов. 25 из них зарегистрировать не удалось, так что некоторые из них, например, львы (Panthera leo), леопарды (P. pardus), некоторые обезьяны и белобрюхие панголины (Phataginus tricuspis), возможно, уже вымерли здесь. При этом камеры запечатлели пять видов, которых раньше в парке не встречали.

Самый интересный результат исследования — сделанный фотоловушкой снимок дукера Уолтера (Philantomba walteri). Эта мелкая антилопа получила научное описание в 2010 году на основе туш и черепов с мясных рынков Западной Африки. Лишь несколько зоологов видели этих скрытных копытных в дикой природе — и никому из них до сих пор не удавалось сфотографировать их. Это делает снимок из парка Фазао Малькафасса особенно ценным.

Предполагается, что дукер Уолтера распространен в саваннах и редколесьях Того, Бенина и Нигерии, однако его точный ареал и численность остаются неизвестными. Международный союз охраны природы присвоил этому виду статус «недостаточно данных» (Data Deficient). При этом очевидно, что вид, подобно многим другим западноафриканским животным, серьезно страдает из-за охоты ради добычи мяса.

К сожалению, фотоловушки запечатлели в парке не только редких животных, но и нежеланных гостей: браконьеров с оружием и жителей окрестных деревень, а также домашних собак и скот. Это в очередной раз подчеркивает, что природа Фазао Малькафассы находится под огромным давлением со стороны человека и требует усиленной защиты. Ассу и его коллеги надеются, что полученные ими результаты помогут разработать меры по сохранению биоразнообразия парка. Они могут включать пропаганду охраны природы среди местного населения и развитие экотуризма.

Недавно мы рассказывали о том, как видеоловушка, установленная в северной части национального парка «Земля леопарда» запечатлела самку дальневосточного леопарда (Panthera pardus orientalis) с тремя котятами. Эти кадры особенно ценны, поскольку самки с детенышами избегают звериных троп, где установлено большинство автоматических камер.

Африканские яичные змеи поставили рекорд среди змей по относительному размеру добычи