Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева приступил к серийному производству ракет-носителей «Ангара-А5» тяжелого класса. Как сообщает РИА Новости, производство ведется по заказу Министерства обороны России. Поставка ракет с заводскими номерами с 71757 по 71760 заказчику запланирована на 2022-2024 годы. Контракт на серийное производство ракеты был заключен 21 мая 2020 года.
Разработка ракет-носителей семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов. Изначально в него входили носители легкого класса «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2», носители среднего класса «Ангара-А3», тяжелого класса «Ангара-А5» и «Ангара-А5В». Различные варианты ракеты-носителя реализованы с помощью различного числа универсальных ракетных модулей. Весной 2019 года «Роскосмос» объявил об отказе от разработки «Ангары-А3».
Ранее разработчики провели два летных испытания новой ракеты-носителя, один из которых состоялся в 2014 году, а второй — в декабре 2020 года. Ранее сообщалось, что по программе летных испытаний «Ангары-А5» должны быть произведены шесть запусков. Третий испытательный запуск ракеты с массо-габаритным макетом полезной нагрузки планируется на третий квартал 2021 года.
В 2016 году сообщалось, что «Роскосмос» планирует отказаться от строительства сверхтяжелого носителя «Ангара-А5В» с кислородно-водородным разгонным блоком. Сообщалось, что вместо «Ангары-А5В» планируется разработать новый сверхтяжелый носитель с жидкостными двигателями. Но отказа от сверхтяжелой «Ангары» так и не произошло. «Ангара-А5В» является частью российской лунной программы.
Василий Сычёв
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.