Космические войска Воздушно-космических войск России 14 декабря 2020 года произвели испытательный запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5». Согласно сообщению «Роскосмоса», запуск состоялся в 8:50 по московскому времени и прошел в штатном режиме. На борту ракеты находился массово-габаритный макет полезной нагрузки.
Разработка ракет-носителей семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов. Изначально в него входили носители легкого класса «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2», носители среднего класса «Ангара-А3», тяжелого класса «Ангара-А5» и сверхтяжелые «Ангара-А5В». Различные варианты ракеты-носителя реализованы с помощью различного числа универсальных ракетных модулей. Весной 2019 года «Роскосмос» объявил об отказе от разработки «Ангары-А3».
Испытательный запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» состоялся с космодрома Плесецк. Через 12 минут 28 секунд после старта от третьей ступени носителя отделился орбитальный блок в составе разгонного блока «Бриз-М». Как сообщает ТАСС, «Ангара-А5» взята на сопровождение наземными средствами наблюдения Воздушно-космических войск России.
Состоявшийся запуск ракеты-носителя «Ангара-А5» стал вторым по счету. Первый испытательный запуск состоялся 23 декабря 2014 года. Он также был произведен с космодрома «Плесецк». На борту ракеты находился массово-габаритный макет спутника. Этот запуск прошел полностью в штатном режиме и был признан успешным. Проверки ракеты проводятся в рамках программы летно-конструкторских испытаний.
В 2016 году сообщалось, что «Роскосмос» планирует отказаться от строительства сверхтяжелого носителя «Ангара-А5В» с кислородно-водородным разгонным блоком. Сообщалось, что вместо «Ангары-А5В» планируется разработать новый сверхтяжелый носитель с жидкостными двигателями. Но отказа от сверхтяжелой «Ангары» так и не произошло. «Ангара-А5В» является частью российской лунной программы.
Василий Сычёв
Сверху на ускоритель установили переходный отсек с теплозащитным экраном
SpaceX показала модернизированный ускоритель Super Heavy B9 с установленным на его вершине переходным отсеком, который предназначен для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, сообщает издание space.com. Компания продолжает подготовку ко второму испытательному запуску ракеты Starship, точная дата которого пока еще не определена. Первый испытательный полет, в котором двухступенчатая система Starship, состоящая из прототипов ускорителя Super Heavy B7 и корабля Starship S24, достигла высоты 39 километров, состоялся 20 апреля 2023 года. Стартовав с площадки космодрома Starbase в штате Техас, ракета начала набирать высоту, несмотря на последовательное отключение нескольких двигателей из 33 установленных на ускорителе. Однако к моменту разделения ступеней началось неконтролируемое вращение и Starship был подорван системой прекращения полета (подробнее об этом запуске можно прочитать в материале «Она рванула»). После анализа собранных во время первого полета данных инженеры SpaceX решили изменить схему расстыковки первой и второй ступеней, изменив ее на «горячую». Это означает, что двигатели корабля Starship включатся, когда он будет еще находиться на ускорителе. Поэтому для защиты на вершину Super Heavy установили дополнительный небольшой переходный отсек с тепловым экраном и множеством сквозных отверстий по периметру — через них будет осуществляться газоотведение от включившихся двигателей корабля. Фотографии переходного отсека, установленного на вершину ускорителя B9, были недавно опубликованы в twitter-аккаунте компании. Кроме этого, по словам главного инженера SpaceX в конструкцию нового прототипа ускорителя было внесено более 1000 изменений по сравнению с предыдущей версией. Изменениям подвергся и стартовый стол, серьезно пострадавший во время первого запуска — тогда под ним образовался глубокий кратер. Чтобы предотвратить подобное в будущем, под стартовым столом установили стальную плиту со множеством отверстий, через которые во время запуска распыляется большое количество воды. Работа водяной системы напоминает направленный вверх душ. После предварительного тестирования ее впервые задействовали во время огневого испытания двигателей первой ступени 6 августа. Дата второго полета, в котором помимо ускорителя B9 примет участие прототип корабля Starship S25, пока не известна. Помимо технической готовности, SpaceX необходимо будет еще получить разрешение государственного регулятора, которому компания недавно передала заключительный отчет о первом испытании. Тем временем российская автоматическая станция «Луна-25», стартовавшая с космодрома Восточный 11 августа, успешно вышла на окололунную орбиту и прислала первый снимок лунной поверхности. Однако затем она не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту. На орбите Луны также находится индийская станция «Чандраян-3», от которой недавно отделился спускаемый лунный модуль. Оба аппарата в скором времени должны совершить посадку в южном приполярном регионе Луны.