Датские ученые пришли к выводу, что прием андрогенных анаболических стероидов (ААС) может снижать секреторную функцию клеток Лейдига, производящих тестостерон, на протяжении нескольких лет после отмены препарата. Отчет о работе опубликован в Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism.
ААС включают мужские половые гормоны (в первую очередь тестостерон) и их синтетические производные. В мужском организме андрогены контролируют половое созревание, включая появление вторичных половых признаков, и продукцию спермы, а также способствуют наращиванию плотности костей, массы и силы мышц. Кроме того, они повышают либидо, агрессивность, склонность к доминированию и готовность к риску.
В медицине ААС применяют при дефиците андрогенов, некоторых видах рака груди, потере мышечной массы вследствие различных заболеваний и травм, анемиях, остеопорозе и смене пола с женского на мужской. Из-за анаболических и психологических эффектов эти препараты — самые популярные допинги у профессиональных спортсменов и любителей, также их часто нелегально используют подростки и юноши для повышения привлекательности и работоспособности. По оценкам, в 2014 году ААС без медицинских показаний употребляли около четырех миллионов американцев. В силу этого в США, Великобритании и ряде других стран подобные препараты наряду с психоактивными веществами внесены в списки контролируемых субстанций.
При длительном бесконтрольном применении ААС способствуют развитию заболеваний печени и сердечно-сосудистой системы, а также разнообразных дисгормональных нарушений. Под действием фермента ароматазы андрогены конвертируются в женские половые гормоны (андростендион в эстрон, тестостерон в эстрадиол), что может привести к феминизации (гинекомастии, атрофии яичек и бесплодию). Способствует этому и прямое снижение выработки собственного тестостерона под действием экзогенных гормонов по принципу отрицательной обратной связи. Известно, что последний эффект наблюдается и после отмены анаболиков, однако данных о его продолжительности и обратимости было недостаточно.
Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники копенгагенской университетской клиники Rigshospitalet под руководством Йона Расмуссена (Jon Rasmussen) пригласили для участия в исследовании 132 мужчин в возрасте от 18 до 50 лет, непрофессионально практикующих силовые тренировки. 44 из них никогда не принимали ААС, 46 употребляли эти препараты в период наблюдения и 42 пользовались ими в прошлом. В последней группе срок воздержания от использования анаболиков составил от 23 до 45 месяцев, в среднем 32 месяца.
У всех добровольцев оценили секреторную активность клеток Лейдига, производящих андрогены в яичках, путем измерения уровня инсулиноподобного фактора 3 (INSL3) в сыворотке крови. Этот пептид, специфичный для указанных клеток, служит более надежным показателем их функции, чем сам тестостерон, концентрация которого зависит от множества факторов и сильно колеблется в течение дня.
Выяснилось, что медианный уровень INSL3 у принимающих сейчас и принимавших в прошлом ААС достоверно ниже, чем в контрольной группе — соответственно 0,04 и 0,39 против 0,59 микрограмма на литр (р < 0,001). Подобная закономерность сохранялась и после введения поправок на общее содержание в крови тестостерона, ингибина В (маркер сперматогенеза) и другие релевантные факторы. При этом суммарная продолжительность использования препаратов в прошлом коррелирует со степенью снижения уровня INSL3 (р = 0,022). Также оказалось, что сывороточная концентрация этого пептида, но не тестостерона и ингибина В, связана с размером яичек (р = 0,03).
На основании полученных данных исследователи заключили, что функциональная активность клеток Лейдига может быть стойко нарушена после отказа от приема ААС.
По словам Расмуссена, сейчас его команда изучает эффекты (особенно влияние на фертильность) немедицинского использования ААС у женщин. Это явление тоже встречается, хотя и гораздо реже, чем у мужчин.
Тестостерон неизменно вызывает интерес у ученых — публикации о его эффектах появляются в научной периодике регулярно. Так, стало известно, что он может модулировать иммунный ответ, причем разными способами. Отдельная тема исследований — действие этого гормона на высшую нервную деятельность: показано, что он склоняет мужчин покупать дорогие и статусные товары и мешает их мозгу «работать над ошибками», заставляет трейдеров на бирже рисковать деньгами, а у женщин улучшает пространственное мышление.