Гигантских буревестников уличили в охоте на альбатросов

Южные гигантские буревестники с острова Гоф научились охотиться на взрослых альбатросов, насиживающих кладки. Ранее считалось, что эти птицы в основном питаются падалью и лишь иногда поедают птенцов других видов. Как отмечается в статье для журнала Polar Biology, возможно, буревестники освоили новый навык из-за климатических изменений, сокративших количество привычной пищи. Согласно другому объяснению, альбатросов сильно ослабляют постоянные нападения инвазивных мышей, что делает их легкой добычей даже для падальщиков.

Остров Гоф, который входит в состав архипелага Тристан-да-Кунья, считается одним из важнейших мест размножения морских птиц в Южной Атлантике. По оценкам орнитологов, ежегодно здесь выводят птенцов около десяти миллионов альбатросов, пингвинов, буревестников и других пернатых. Некоторые виды размножаются почти исключительно на Гофе: например, здесь строят гнезда около полутора тысяч пар тристанских альбатросов (Diomedea dabbenena) — большая часть мировой популяции вида.

К сожалению, по вине человека Гоф превратился для морских птиц в ловушку. Случайно завезенные сюда домовые мыши (Mus musculus) со временем увеличились в размерах и научились воровать яйца и живьем поедать птенцов. В последние годы грызуны настолько осмелели, что нападают даже на взрослых птиц во время насиживания кладки. Ежегодно жертвами мышей становятся миллионы пернатых, в результате чего численность многих гнездящихся на Гофе видов резко снизилась. Некоторые, например, тристанские альбатросы, рискуют и вовсе вымереть. Чтобы исправить ситуацию, специалисты намерены в ближайшее время уничтожить всех мышей на острове.

Однако, как оказалось, мыши — не единственные враги альбатросов с острова Гоф. С 2008 года орнитологи проводят ежегодный мониторинг одиннадцати участков, где гнездятся желтоклювые альбатросы (Thalassarche chlororhynchos). В 2017-2018 годах команда во главе с Мишель Ризи (Michelle M. Risi) из Королевского общества защиты обнаружила на одном из этих участков (а именно одиннадцатом) останки сорока пяти взрослых альбатросов.

Чтобы выяснить, из-за чего погибли альбатросы, в начале сезона размножения 2019 года около их гнезд установили шестнадцать камер, реагирующих на движение. В этот сезон гибель птиц продолжилась: исследователи обнаружили двадцать шесть погибших особей на одиннадцатом участке, три на восьмом и четыре за пределами постоянных участков мониторинга. Один из трупов поедал южный гигантский буревестник (Macronectes giganteus). Изучение записей показало, что именно эти птицы убивают альбатросов.

В общей сложности камеры запечатлели пять удачных нападений буревестников на насиживающих альбатросов — объеденные останки последних были затем найдены неподалеку от гнезд. Еще в восьми попавших на записи случаях альбатросам удалось спастись, однако они бросили гнезда сразу после атаки или через некоторое время. Кроме того, в объектив камеры попало нападение мышей на насиживающего альбатроса, которое вынудило его покинуть гнездо. Интересно, что буревестники не интересовались яйцами из гнезд, с которых согнали альбатросов, и их потом съедали другие птицы или мыши.

Гигантские буревестники всегда охотились на взрослых альбатросов по ночам. При этом они провоцировали хозяев гнезд первыми начать атаку, после чего хватали тех за шею и убивали. Судя по данным кольцевания, этот навык освоили по крайней мере шесть разных самцов, а вот ни одной самки среди нападавших не было. Как отмечают Ризи и ее соавторы, ранее считалось, что гигантские буревестники — в первую очередь падальщики и собиратели, которые при случае охотятся на птенцов и мелких морских птиц. Однако оказалось, что им вполне по силам справиться со взрослым желтоклювым альбатросом, который отличается довольно крупными размерами.

К январю, когда кладки альбатросов проклевывались, буревестники по большей части теряли интерес к их гнездам: они либо опасались, что птенцы повредят их оперение отрыгнутым рыбьим жиром, либо переходили на кормление в колониях субтропических морских котиков (Arctocephalus tropicalis), где в декабре появлялись детеныши. Лишь один раз исследователи зафиксировали успешную атаку буревестника на птенца альбатроса.

Судя по всему, хищничество буревестников оказывает серьезное влияние на популяцию желтоклювых альбатросов. За несколько последних лет число гнезд на одиннадцатом участке заметно снизилось — при этом на других, где нападений на альбатросов отмечено не было или они были редки, оно оставалось стабильным. Авторы отмечают, что по крайней мере на отдельных участках буревестники вредят альбатросам сильнее, чем мыши. В частности, убийства взрослых особей, а не птенцов, оказывает более серьезное долгосрочное влияние на популяцию вида.

Вероятно, буревестники освоили охоту на альбатросов совсем недавно — об этом свидетельствует тот факт, что такое поведение было отмечено всего на двух из исследованных одиннадцати участков (впрочем, пока точно неясно, насколько широко данный навык распространился в масштабах всего острова, поскольку в колониях на северном и западном побережьях регулярный мониторинг не ведется). Возможно, падальщикам пришлось перейти на новый вид корма из-за нехватки привычной пищи, вызванной климатическими изменениями. Другое возможное объяснение связано с тем, что буревестникам стало легче охотиться на взрослых альбатросов, ослабленных постоянными нападениями мышей. Ризи и ее коллеги надеются, что уничтожение грызунов осложнит охоту буревестников. В противном случае будущее желтоклювых альбатросов, которые и так относятся к вымирающим видам, станет еще более неопределенным.

Все большей угрозой для альбатросов становится плавающий в океане пластик. Птицы принимают его за пищу, глотают и погибают из-за травм пищевода или непроходимости кишечника. Ученым давно было известно, что пластик опасен для альбатросов Северного полушария, однако новое исследование показало, что он часто убивает и их сородичей из Южного полушария, где океан, казалось бы, менее загрязнен.

N + podcast: обсуждаем с Александром Лукашевым паразита питонов в мозге человека