Фобос и Деймос могут быть остатками более крупного тела, которое в прошлом столкнулось с другим телом на орбите вокруг Марса и разрушилось. К такому выводу пришли планетологи, проанализировавшие модели эволюции орбит спутников. Статья опубликована в журнале Nature.
Происхождение небольших спутников Марса Фобоса и Деймоса до сих пор остается одной из нерешенных проблем в планетологии. На сегодняшний день существует две версии их происхождения: это тела из Главного пояса астероидов, которые были захвачены Марсом, или же спутники сформировались из вещества, выброшенного на околомарсианскую орбиту с поверхности планеты в результате мощного столкновения с карликовой планетой или гигантским астероидом. Более подробную информацию могут дать межпланетные станции (такие как MMX или «Фобос-Грунт 2»), задача которых заключается в доставке грунта Фобоса на Землю, а пока что ученым остается анализировать данные орбитальных аппаратов, работающих у Марса, или строить компьютерные модели.
Группа планетологов во главе с Амирхосейном Багери (Amirhossein Bagheri) из Института геофизики Швейцарской высшей технической школы Цюриха решила проверить гипотезу об астероидной природе спутников Марса при помощи численного моделирования. Ученые хотели понять, можно ли обойти проблему почти круговых и экваториальных орбит спутников, которая не вписывается в идею захвата астероидов Марса — в этом случае орбиты должны были быть более вытянутыми и иметь случайный наклон.
Оказалось, что в прошлом (от 1 до 2,7 миллиардов лет назад) орбиты Фобоса и Деймоса пересекались, что означает, что оба спутника могут быть фрагментами более крупного небесного тела, находившегося на околомарсианской орбите и испытавшего разрушительное столкновение с другим телом. Более точные временные оценки можно будет дать после уточнения физических свойств Фобоса и Деймоса, в частности их пористости.
В дальнейшем Деймос остался в непосредственной близости от области своего рождения, а Фобос под действием приливных сил стал снижать свою орбиту. Сегодня Деймос очень медленно удаляется от Марса, а Фобос будет продолжать двигаться по спиральной траектории к планете и либо столкнется с ней, либо будет разрушен приливными силами.
Ранее мы рассказывали о том, как ученые выяснили, что поверхность Фобоса мелкозернистая и может быть обогащена атмосферными ионами Марса.
Александр Войтюк
Она оказалась разреженной
Спускаемый модуль индийской лунной миссии «Чандраян-3» измерил плотность плазмы вблизи лунной поверхности в начале лунного дня. Она составила от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр, сообщается на сайте ISRO. Полезная нагрузка миссии «Чандраян-3» состоит из камер и семи научных приборов, пять из которых входят в состав спускаемого модуля. Один из них — зонд Ленгмюра эксперимента RAMBHA (Radio Anatomy of Moon Bound Hypersensitive ionosphere and Atmosphere), представляющий собой металлический сферический зонд диаметром пять сантиметров. Он установлен на метровой выдвижной мачте, чтобы прибор мог работать в невозмущенной окололунной среде. Зонд позволяет определять параметры плазмы, такие как плотность или температуру ионов и электронов, вблизи поверхности Луны. Для этой цели на него подается положительный или отрицательный потенциал относительно опорного электрода и снимается вольт-амперная характеристика. Анализ первых данных, полученных зондом Ленгмюра 24 августа 2023 года, показывает разреженность окололунной плазмы, которая характеризуется плотностью примерно от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр. Эта оценка относится к началу лунного дня, последующие измерения должны показать динамику плотности в течение всего лунного дня, на которую должен влиять солнечный ветер. Ранее мы рассказывали о том, как «Чандраян-3» углубился в лунный реголит на восемь сантиметров и определил состав реголита в южном приполярном регионе Луны.