Оценка биоразнообразия пресноводных рыб в 2456 речных бассейнах показала, что в половине из них таксономическое, функциональное и филогенетическое разнообразия подвергнуты глубокому антропогенному влиянию. Такие реки находятся преимущественно в умеренном поясе северного полушария, а реки Австралии и африканских тропиков, напротив, пострадали в наименьшей степени. Статья опубликована в журнале Science.
Реки и озера занимают лишь около процента площади планеты, но служат средой обитания для 18 тысяч видов пресноводных рыб, то есть четверти позвоночных животных планеты. Эти виды поддерживают устойчивость экосистем: производят биомассу, регулируют трофические сети и обеспечивают круговорот питательных элементов. Они важны и для людей, ведь в ряде регионов мира именно речная рыба играет роль главного пищевого ресурса. На протяжении многих веков биоразнообразие пресноводных экосистем снижалось из-за антропогенной деятельности. Люди меняли землепользование и режим стока в речных бассейнах, загрязняли почву и воду, а также приносили в реки инвазивные виды.
Ученые под руководством Гохуаня Су (Guohuan Su) из Университета Тулузы оценили биоразнообразие пресноводных рыб в 2456 речных бассейнах по всему миру. Они учитывали не только их таксономическое биоразнообразие (число видов рыб в бассейне), но и функциональное (число различных экологических групп и гильдий, к которым относятся эти рыбы), а также филогенетическое (обилие семейств и отрядов рыб в бассейне). Данные были взяты из баз FIP, BioFresh project и научных публикаций. Их исследование охватило 14 тысяч видов. Для иллюстрации результатов оценки авторы ввели индекс совокупного изменения биоразнообразия (CCBF), который может принимать значения от 0 до 12, где 0 соответствует отсутствию влияния, а 12 - максимальному угнетению. Эти баллы складываются из шести показателей: трех индексов таксономического, функционального и филогенетического разнообразия, а также трех индексов таксономического, функционального и филогенетического сходства (сходство показывает перекрывание биоразнообразия между соседними реками в регионе).
Оказалось, что биоразнообразие пресноводных рыб в более чем половине (1297) речных бассейнов глубоко затронуто антропогенным влиянием: CCBF для них превысил шесть баллов. Большая часть таких рек находится в умеренном поясе северного полушария. В то же время биоразнообразие в примерно трети (878) речных бассейнов было снижено минимально. Это было характерно в основном для мелких водоемов, занимающих не более 13,4 процента мировой площади рек. Они располагаются преимущественно в Австралии и африканских тропиках.
По мнению авторов исследования, важнейшими факторами, подрывающими биоразнообразие в реках умеренных широт, являются эксплуатация плотин, интродукция чужих видов в реки, забор воды на нужды промышленности и сельского хозяйства, а также ее загрязнение.
Недавно ученые выяснили, что антропогенная деятельность уже оказала сильное влияние на треть озер планеты и на 610 из 710 озер, расположенных в ключевых зонах биоразнообразия.
Марина Попова
Сейчас в природе их около 4800
Популяция золотистых львиных тамаринов (Leontopithecus rosalia) выросла до примерно 4800 особей в дикой природе, сообщает The Associated Press со ссылкой на природоохранную организацию Golden Lion Tamarin Association. Зоологи пришли к такому выводу после того, как в течение года подсчитывали этих яркоокрашенных приматов в атлантических лесах на побережье юго-восточной Бразилии — единственном месте, где они обитают. Для сравнения, около пятидесяти лет назад численность золотистых львиных тамаринов составляла менее 200 особей. Тогда они едва не вымерли из-за массовой вырубки их родных лесов и отлова для содержания в качестве домашних питомцев. К счастью, благодаря усилиям специалистов, которые охраняли оставшиеся местообитания львиных тамаринов, разводили этих приматов в неволе и реинтродуцировали в природу, вид удалось спасти от исчезновения. В 2016-2018 годах золотистые львиные тамарины столкнулись с новой угрозой — вспышкой переносимой комарами желтой лихорадки, которая сократила их популяцию примерно на 30 процентов. Если в 2014 году в природе обитало 3700 особей этого вида, то в 2019 году осталось только 2500. Впрочем, судя по всему, теперь тамаринам удалось восстановить эти потери и достичь максимальной численности по меньшей мере за полвека. Вероятно, это стало возможным в результате естественного затухания вспышки, а также за счет того, что специалисты привили от лихорадки 370 особей и увеличили площадь лесов в местах их обитания на 16 процентов с 2014 по 2022 год.