Ученые установили, что морская раковина из французской пещеры Марсула использовалась людьми мадленской культуры около 18000 лет назад в качестве духового музыкального инструмента. Аналоги его в палеолитических культурах не обнаружены. Исследователи воспроизвели звучание раковины в эксперименте, а также показали сходство между следами пигмента на ее поверхности и изображениями в пещере, сообщает Science Advances.
Пещера Марсула расположена в предгорьях Пиренеев на юго-западе Франции, в департаменте Верхняя Гаронна. Она представляет собой прямую галерею длиной около 100 метров, стены и потолок которой покрыты наскальной живописью и выгравированными петроглифами. Помимо образцов палеолитического изобразительного искусства, археологи обнаружили в пещере костяные и каменные орудия, раковины, украшения из кости и рога. Большинство находок в Марсула относятся к верхнепалеолитической мадленской культуре, распространенной в Европе в конце ледниковой эпохи. Время существования мадленской культуры оценивалось приблизительно от 17000 до 12000 лет назад, но с учетом новой калибровочной кривой IntCal20 часть радиоуглеродных дат, в том числе даты в промежутке от 14000 до 20000 лет назад, должны будут измениться в сторону увеличения возраста.
В 1931 году у входа в пещеру была найдена раковина Charonia lampas — моллюска, обитающего в Северо-Восточной Атлантике, в Северном и Средиземном морях, а также у побережья Африки. Размеры раковины — 31 сантиметр в длину и 18 сантиметров в ширину — свидетельствуют в пользу североатлантического происхождения экземпляра. По-видимому, его добыли у берегов Бискайского залива, на что косвенно указывают найденные в том же слое раковины Capulus ungaricus, происходящие с атлантического побережья. После обнаружения раковина была описана как объект, не имеющий следов обработки, поступила в Музей Тулузы и не изучалась более 80 лет.
Французские ученые во главе с Кароль Фритц (Carole Fritz) из Национального центра научных исследований изучили раковину с использованием современных методов — фотограмметрии, рентгенофлуоресцентного анализа и компьютерной микротомографии. Они помогли выявить на раковине многочисленные следы, оставленные человеком.
На внутренней поверхности устья раковины ученые нашли следы красного пигмента — пятна, совпадающие по размеру и форме с пальцевыми отпечатками. Рентгенофлуоресцентная спектроскопия показала, что в состав пигмента входят железо, кремний и калий. Возможно, краска на раковине, как и в рисунках на стенах пещеры, содержала гематит Fe2O3, а не глинистую охру, поскольку признаков алюминия в ее составе не обнаружено. Поскольку следы красящего вещества на раковине очень слабы, исследователям не удалось непосредственно сравнить их по составу с пигментом наскальных росписей в пещере. Неясно также, была ли раскраска устья сплошной или состояла из множества пятен, похожего на композиции из красных точек на стенах пещеры.
В области устья ретушью была тщательно обработана внешняя губа. На вершине, в наиболее твердой части, оказались сбиты зародышевый участок раковины и первые шесть оборотов завитка. После этой операции образовалось круглое отверстие диаметром 3,5 сантиметра с неровным краем. Вершины раковин C. lampas отличаются большой прочностью, и исследователи сразу исключили возможность случайного разрушения раковины в естественной среде, например под ударами волн о прибрежные камни. Факт целенаправленной обработки подтверждается следами коричневого вещества, по-видимому, органического происхождения, на поверхности излома по краю отверстия. Ученые предположили, что здесь был нанесен слой связующего материала (смолы или воска) для прикрепления мундштука, а раковина представляла собой духовой музыкальный инструмент — так называемый конх, сходный по свойствам с рогом или горном.
Радиоуглеродное датирование с калибровками по шкале IntCal20 для слоев, между которыми была найдена раковина, указывает на ее возраст: между 18261–18011 лет назад и 18064–17731 лет назад. Это ранняя стадия мадленской культуры. Аналогичные инструменты известны у более поздних культур и представлены (1, 2, 3) среди других образцов традиционного искусства Азии, Африки, Америки и Океании в Музее на набережной Бранли в Париже. На то, что мундштук существовал и у их древнейшего аналога, указывает не только слой связующего агента, но и перфорация части внутренней структуры. Томограмма выявила сквозное отверстие диаметром около одного сантиметра, пробитое в стенках шестого и седьмого оборотов раковины. Вероятно, как и на поздних духовых инструментах из раковин, перфорация служила для удержания трубки мундштука на оси циркуляции воздуха. Обитатели пещеры Марсула могли использовать в качестве такой трубки полую птичью кость.
Конх и рог (а также произошедший от рога горн) сближает не только коническая форма полости, образующая рупор, но и одинаковый способ звукоизвлечения. Источником звуковых колебаний в них служат губы музыканта, и от положения губ, щечных мышц и языка зависит высота звука. Механизмов, регулирующих длину воздушного столба, в этих инструментах нет, и они могут давать лишь натуральный звукоряд, который состоит из основного тона и его гармоник. В спектре такого звукоряда частоты гармоник возрастают кратно частоте f0 основного тона (первой гармоники): f0, 2f0, 3f0, 4f0..., а амплитуда звукового давления, определяющая силу звука — уменьшаться.
Чтобы выяснить, могла ли раковина из Марсула быть музыкальным инструментом, исследователи провели экспериментальную проверку с участием музыковеда. Опыт осложняло повреждение в области, где должен был находиться мундштук, однако на доисторической раковине удалось воспроизвести несколько высококачественных звуков на частотах 256, 265 и 285 герц, соответствующих ее естественным резонансам. Соседние частоты здесь различаются примерно на ½ тона, а звуки близки к нотам «до», «до-диез» и «ре». Помимо набора гармоник, соответствующего натуральному звукоряду, спектр этих нот показал и шумы, особенно заметные при частоте основного тона 285 герц.
Эксперимент показал, что раковина из пещеры Марсула действительно может оказаться древнейшим известным конхом, родственником рога и горна. Музыка, вероятно, была важной частью символических систем в верхнем палеолите. На верхнепалеолитических стоянках и в пещерах найдены флейты и трещотки (музыкальные инструменты большего возраста вызывают большие сомнения). Не исключено, что были и барабаны, но подобные предметы из кожи и дерева не сохранились. Конх из Марсула дополняет набор музыкальных инструментов палеолита, а сходство элементов графики на стенах пещеры и на внутренней поверхности раковины указывает на связь между изображением и звуком в духовном мире носителей мадленской культуры.
Ранее археологи рассказали о палеолитическом святилище в Брянской области и сообщили о первой находке образцов фигуративной пещерной живописи на Балканах.