Буллеровы чайки, которые второй год подряд гнездятся в полузатопленных руинах офисного здания в новозеландском Крайстчерче, мешают планам возвести на этом месте новый католический собор. Дело в том, что эти редкие птицы охраняются законом и тревожить их во время размножения нельзя. Теперь специалисты вынуждены дожидаться, когда сезон гнездования закончится, чтобы накрыть участок сетью и не позволить чайкам вернуться сюда в третий раз. Орнитологи поддерживают это решение, ведь руины в центре города подходят для редких птиц хуже естественных местообитаний, сообщает The Guardian.
Новая Зеландия — родина множества уникальных животных, в первую очередь птиц. К сожалению, с появлением на архипелаге людей и завезенных ими хищников местная фауна сильно поредела: одни ее представители вымерли полностью, а численность других сократилась до критической отметки.
Чтобы сохранить остатки былого биоразнообразия, новозеландцам приходится прилагать серьезные усилия, а иногда даже терпеть неудобства. Например, жители поселка Пунакаики с западного побережья Южного острова приняли решение на несколько месяцев отключить уличное освещение, чтобы не мешать редким вестландским буревестникам (Procellaria westlandica). А власти деревни Омауи в попытке защитить черных ходулочников (Himantopus novaezelandiae) предложили запретить местным жителям заводить кошек (правда, от этой идеи в итоге пришлось отказаться).
Похожая история произошла в Крайстчерче, который расположен на Южном острове Новой Зеландии. В феврале 2011 года этот город сильно пострадал от землетрясения магнитудой 6,3. Среди наиболее поврежденных строений оказался католический Собор Святого Причастия, возведенный в начале XX века. Нанесенный ему ущерб был признан столь серьезным, что здание решили снести (этот процесс начался осенью 2020 года), а вместо него возвести неподалеку новый собор.
Однако этим планам помешали птицы. В ноябре 2019 года среди полузатопленных руин офисного здания на огороженном участке, который был выбран для строительства нового собора, неожиданно загнездились около трехсот буллеровых чаек (Chroicocephalus bulleri). Эти птицы обитают только в Новой Зеландии и считаются одними из самых редких чаек в мире. На рубеже XX и XXI веков их численность резко сократилась из-за разрушения среды обитания, беспокойства и хищничества завезенных млекопитающих.
Благодаря охране ситуация с буллеровыми чайками в последние годы немного стабилизировалась, в результате чего Международный союз охраны природы даже понизил их статус до вида, близкого к угрожаемому положению (Near Threatened) (прежде они считались вымирающими (Endangered)). Тем не менее вид все еще остается под защитой новозеландского правительства.
Хотя многие виды чаек живут рядом с человеком, появление колонии буллеровых чаек в центре Крайстчерча оказалось для орнитологов неожиданностью. Дело в том, что эти птицы предпочитают селиться на песчаных и галечных берегах рек и озер, а в городах их гнездование никогда не отмечалось. По мнению специалистов, крайстчерчские чайки происходят из расположенного неподалеку заповедника Чарльзуорт. Возможно, птиц привлекло в городе отсутствие хищников. Как бы то ни было, здесь им явно нравится: орнитологи уже второй год подряд фиксируют в колонии большое количество яиц и птенцов. Впрочем, в нынешнем году размеры колонии меньше, чем в прошлом.
Крайстчерчские чайки радуют бердвотчеров, однако не все жители города разделяют их чувства. Cтроительство собора пришлось заморозить, ведь беспокоить редких птиц во время сезона размножения запрещено законом: за это можно попасть в тюрьму или получить штраф в размере ста тысяч долларов. А владельцы соседних ресторанов и кафе жалуются, что чайки воруют еду, отпугивают посетителей и пачкают здания пометом.
Орнитологи тоже предпочли бы, чтобы буллеровы чайки размножались в естественной среде обитания, ведь нынешнее место не слишком хорошо подходит для колонии (например, некоторые птенцы падают с руин здания в воду и тонут). Сейчас специалисты ждут, когда молодые чайки поднимутся на крыло и колония опустеет до следующего сезона размножения, что должно произойти в ближайшие недели. После этого из руин откачают воду и накроют участок сетью, чтобы предотвратить гнездование в следующем сезоне. Изначально это планировалось сделать еще в прошлом году, однако чайки успели вернуться раньше. Орнитологи надеются, что, лишившись места для гнездования в центре города, птицы выберут новое место для колонии в дикой природе.
Некоторые виды чаек живут в городах так давно, что начали отлично разбираться в человеческих привычках. Например, живущие в Бристоле клуши (Larus fuscus), серебристые (L. argentatus) и озерные чайки (Chroicocephalus ridibundus) прилетают к школам во время длинных перемен, когда дети перекусывают на свежем воздухе. А возле центра по сбору мусора птицы концентрируются в течение дня, когда подвозят новые порции отходов.
Сергей Коленов
Он появился на свет у самки Диндин и самца Жуи
В Московском зоопарке впервые в России родился детеныш большой панды (Ailuropoda melanoleuca). Родителями 150-граммового малыша стали самка Диндин и самец Жуи, которые прибыли из Китая в апреле 2019 года. Сейчас им шесть и семь лет соответственно (при этом обычно панды начинают приносить потомство позже, в восемь-десять лет). Как сообщается в телеграм-канале Московского зоопарка, Диндин удалось забеременеть естественным путем, причем с первого раза. Сейчас самка самостоятельно заботится о детеныше, пол которого пока остается неизвестным, а сотрудники зоопарка круглосуточно следят за их здоровьем и берут необходимые анализы. https://youtu.be/1JE4hA5-kXo В дикой природе большие панды обитают только в горных лесах Центрального Китая и питаются почти исключительно листьями и побегами бамбука. В середине XX века эти необычные представители семейства медвежьих едва не вымерли из-за сведения лесов и охоты. Однако борьба с браконьерством, охрана местообитаний панд и их разведение в неволе позволили добиться роста численности данного вида. Предполагается, что в середине прошлого десятилетия в природе обитало больше двух тысяч больших панд. На основании этих данных Международный союз охраны природы в 2016 году понизил природоохранный статус этого вида с «вымирающего» до «уязвимого».