Швейцарские ученые разработали VR-приложение Easy Heights для смартфона, которое помогло людям с акрофобией снизить страх высоты и избегающее поведение перед ним. Авторы обещают, что приложение будет доступно для всех на английском языке. Статья опубликована в журнале NPJ Digital Medicine.
Страх высоты или акрофобия не только лишает людей удовольствия подняться в горы или прыгнуть с парашютом, но и затрудняет такие повседневные действия, как преодоление лестницы, выход на террасу или прогулка по мосту. Около пяти процентов людей страдают от этой фобии в клинической или субклинической форме.
Как показали многие исследования, для преодоления этой фобии весьма эффективно использование средств виртуальной реальности, когда человек сталкивается со своим страхом в безопасной обстановке. Несмотря на эти данные, использование виртуальной реальности по-прежнему ограничивается экспериментальными лабораториями, а применение на практике затруднено вероятными денежными затратами на оборудование и программное обеспечение — шлемы виртуальной реальности могут стоить от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч.
В качестве доступной платформы могли бы выступать VR-очки на основе смартфона. Такие устройства фактически представляют собой чехол с линзами, в котором нет почти никакой собственной электроники (иногда это и вовсе может быть кусок картона).
Дороти Бенц (Dorothée Bentz) из Базельского университета и ее коллеги проверили эффективность приложения виртуальной реальности Easy Heights для смартфона в качестве средства избавления от страха высоты. Помимо смартфона Samsung участники использовали беспроводные наушники Sony с шумоподавлением и очки виртуальной реальности Google Daydream View 2.
В исследовании приняли участие 77 человек со страхом высоты, 39 из которых вошли в экспериментальную группу, а 38 составили контрольную. Преодоление страха оценивалось с помощью Теста поведенческого избегания (BAT) в реальных условиях: участники постепенно поднимались на 14 площадок смотровой башни на горе Утлиберг и с каждой площадки в течение 10 секунд смотрели вниз. За каждый подъем и взгляд вниз участники получали по одному баллу, таким образом, они могли набрать от 0 до 28 баллов. BAT проводился до начала эксперимента, сразу после первой фазы и спустя три-пять недель после завершения второй.
В первую фазу участники экспериментальной группы прошли три сеанса Easy Heights по 20 минут каждый. Участники видели, что как будто находятся на платформе, которая может подниматься на 16 уровней высоты, от 0 до 75 метров, это ощущение создавалось благодаря панорамным фото, сделанным дроном на разной высоте, и соответствующему звуковому сопровождению. Испытуемые поднимались на каждый следующий уровень после того, как на предыдущем чувствовали лишь едва заметное беспокойство или не замечали его (три балла и ниже по Шкале субъективных единиц бедствия). А контрольная группа исследовала в Google Street View виртуальные Версаль, Дома-Кубы в Роттердаме и Хелмонде и иглу. Во вторую фазу участники экспериментальной группы самостоятельно дома в течение 14 дней прошли четыре-шесть сеансов Easy Heights по 30 минут каждый.
По завершении первой фазы ученые не обнаружили различий в выполнении BAT между экспериментальной и контрольной группами (p = 0,392), но отметили, что у испытуемых экспериментальной группы по самооценочной анкете акрофобии (AQ) снизились результаты в сравнении с контрольной группой (p = 0,003). А в среднем через 29, 9 дней после завершения второй фазы баллы BAT у экспериментальной группы были значимо выше, чем у контрольной (p = 0,0001), а оценки субъективного переживания страха (p = 0,0001) и по AQ (p = 0,0002) значимо снижены.
Авторы сделали вывод, что разработанное ими приложение эффективно для снижения избегающего поведения и субъективного страха высоты. Они еще не опубликовали приложение, но обещали, что оно будет бесплатно доступно для всех на английском языке и адаптировано для современных VR-очков на основе смартфонов.
Виртуальная реальность помогает в борьбе с другими недугами. Так, мы рассказывали о преодолении аутистических страхов, паранойи, восстановлении после инсульта с помощью применения технологий виртуальной реальности. А также с ее помощью возможно исследовать различные области мозга, например, американские ученые определили функции отдельных участков гиппокампа.
Екатерина Рощина