В игре с человеком собаки выучили новые слова за четыре повторения

The Secret Life of Pets / Illumination, 2016

Собаки способны быстро, уже после четырех повторений, запоминать новые слова, если познакомились с ними в контексте общения и игры с хозяином. При этом животные удерживают слова в памяти как минимум две минуты: такую способность проявили две собаки, с детства привыкшие к подобному обучению. Прежде эта черта считалась свойственной только человеку, а животные, которых, как правило, обучали в ситуации исключения незнакомого предмета из числа знакомых, показывали отрицательные результаты. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Словарь ребенка очень быстро увеличивается до нескольких тысяч слов благодаря тому, что в ходе социального взаимодействия дети способны выучить новые слова после одного или очень небольшого количества повторений. Однако неясно, является ли столь быстрое усвоение истинно человеческой особенностью или же оно встречается среди других видов. Например, собаки долго живут среди людей и за это время стали особенно восприимчивы к человеческому общению.

Выяснить это решили Клаудиа Фугацца (Claudia Fugazza) из Университета имени Этвеша Лоранда и ее коллеги в ходе эксперимента с участием четырехлетней самки бордер-колли по кличке Виски и девятилетней самки йоркширского терьера Вики Нина. Обе собаки с детства проявляли интерес к различным игрушкам, поэтому эти вещи становились предметом совместной игры с хозяином. В игре люди называли объект, позволяли собаке взять его в рот, затем просили принести и снова продолжали игру, повторяя имя игрушки. Так Виски узнала 59, а Вики Нина 42 наименования, и в первой части эксперимента проверялось знание этих слов.

Для этого на полу были разложены соответствующие предметы: по 16-20 для Виски и 6-10 для Вики Нины. Чтобы люди не могли подсказать собаке, игрушки лежали в недоступном для взгляда хозяина и экспериментатора помещении: в другой комнате для Виски и за стеной в коридоре для Вики Нины. Хозяева просили собак принести ту или иную игрушку, и собаки с этой задачей успешно справились: Виски правильно определила 54 предмета из 59, а Вики Нина — 27 из 42 (p < 0,001). Виски также тестировали с экспериментатором, и по его просьбе она принесла 13 из 15 игрушек (p < 0,001), то есть узнавала слова не зависимо от характера голоса и особенностей произношения.

Во второй части эксперимента собаки учили новые слова либо в игре с хозяином, либо в задаче на исключение. В задаче на исключение собаки слышали название нового предмета впервые и искали его среди множества уже знакомых игрушек. Так один раз собака встречала один объект, затем — другой, а потом спустя две минуты должна была верно выбрать нужный предмет только между этих двух новых. В игре хозяева учили два объекта по очереди, повторяя название каждого лишь четыре раза, и потом собак спустя две минуты тестировали, также предоставляя выбор только среди двух новых предметов.

Оказалось, что после социального взаимодействия (игры) собаки находили нужную игрушку значительно чаще вероятности: Виски нашла в 17 из 24 попыток (70,84 процента), а Вики Нина — в 15 из 20 (75 процентов). А после задачи на исключение Виски верно справилась лишь в 8 попытках из 20 (40 процентов), а Вики Нина — в 12 из 20 (60 процентов), при этом с самой задачей исключения успешнее справлялась Виски, она дала верный ответ во всех испытаниях, а Вики Нина — в 21 из 40 попыток (52,5 процента). Схожие отрицательные эффекты ранее наблюдались и при изучении запоминания в задаче на исключение у шимпанзе, макак-резус и морских львов, а также детей.


При попытке подтвердить свой результат на более широкой группе собак, ученые потерпели неудачу. Авторы предложили пройти аналогичный вышеописанному тест с игрой 20 собакам разных пород, жившим в семьях. Эти собаки не знали слов, поэтому не могли участвовать в задаче на исключение. И хотя все животные были заинтересованы приносить игрушки, каждая собака верно выполнила лишь10-13 попыток из 24 (49,8 процента).

На последнем этапе исследования авторы смотрели, насколько быстро Виски и Вики Нина забудут выученные в рамках игры с хозяином слова. Для этого тест с выбором из двух новых игрушек повторялся 10 минут спустя и час спустя. Через 10 минут Виски и Вики Нина успешно справлялись чуть более. чем в половине попыток (55 процентов и 56, 25 процентов верных ответов, соответственно), а через час обе собаки правильный выбор делали ровно в половине попыток.

Авторы заключили, что быстрое изучение новых названий предметов в социальном контексте не является исключительно человеческой чертой. Ученые предположили, что, в рамках общения с человеком, когда хозяин произносит имя объекта, показывает его и играет с ним, собаки сосредотачивают свое внимание как на названии, так и на характеристиках объекта, и, таким образом, они ассоциируют слово и предмет, пусть и не на продолжительное время. В то время как задача на исключение, скорее, возвращает внимание животного к знакомым предметам, тем самым помогая исключить их. Невоспроизводимость результата на других 20 животных ученые объяснили отсутствием у собак подобного опыта общения с человеком с детства, а также индивидуальными чертами более успешных животных.

Также ученые отметили, что их исследование не проводит никаких эволюционных параллелей, так как для этого необходимо изучить механизмы, лежащие в основе такого обучения у человека и животных, и определить их общность или различие. Но, тем не менее, они считают, что из-за естественного развития в среде человека собаки представляют собой более подходящую модель для изучения эволюции языка, нежели животные, выращенные в неволе.

Желая проследить эволюционные механизмы развития речи, ученые все чаще изучают нечеловеческие виды животных, в том числе и собак. Так исследователи из Будапештского университета, провели собакам ЭЭГ и выяснили, что их чувствительность к смыслообразующим единицам — фонемам, очень ограничена: животные одинаково реагируют на слова, отличающиеся одной морфемой, например, fekszik — «лежать» от несуществующего fakszik.

Екатерина Рощина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.