Астрономы нашли систему из шести затмевающих друг друга звезд

Астрономы обнаружили первую систему, состоящую из трех затменно-двойных звезд. Как сообщается в препринте, доступном на arxiv.org, система TIC 168789840 может помочь исследователям понять, как формируются подобные объекты.

Если близкие двойные звезды, вращаясь вокруг общего центра масс, закрывают друг друга, их называют затменными двойными звездами. Это возможно в том случае, когда плоскость орбиты светил близка к лучу зрения наблюдателя. Двойные затменные звезды встречаются редко, в 2019 году ученым было известно лишь 150 подобных объектов. Еще реже наблюдаются затменные системы с большим числом светил — например, недавно была открыта лишь третья система, состоящая из двух затменно-двойных звезд.

Брайан Пауэлл (Brian Powell) из Центра космических полетов имени Годдарда NASA вместе с коллегами анализировал данные, полученные телескопом TESS. Сначала астрономы отобрали из каталога все светила со звездной величиной от 15 и выше, а затем с помощью нейросети проанализировали их кривые блеска в поисках систем, состоящих из двух и более объектов.

В результате им удалось обнаружить первую систему, включающую в себя три затменно-двойные звезды — TIC 168789840 расположена на расстоянии около 1,9 тысячи световых лет. Две пары, А и С, которые состоят из затменно-двойных звезд, совершающих один оборот вокруг общего центра масс за 1,57 и 1,3 дня соответственно, делают один полный оборот вокруг друг друга за 3,7 года. Другая затменно-двойная звезда, В, состоит из светил, вращающихся вокруг друг друга с периодом 8,2 дня и совершает один оборот вокруг пары А и С за две тысячи лет.

Несмотря на то, что TIC 168789840 — не первая известная система из шести звезд, это первая система, где все звезды затмевают друг друга. Согласно предположению астрофизиков, А и С когда-то были молодой двойной звездой, мимо которой прошла третья одиночная звезда В. Это привело к ее гравитационному захвату, а также вызвало возмущения в окружающем газопылевом облаке, в результате которого у каждого из компонентов тройной системы зародились компаньоны. В пользу этой гипотезы может говорить то, что в каждой двойной системе масса одного светила близка к 1,3 солнечной, а масса второго светила примерно вполовину меньше.

В ходе будущих наблюдений астрономы надеются выяснить, выровнены ли промежуточная и внешняя орбитальная плоскость с плоскостями трех затменных двойных систем (то есть плоскости А и С и плоскости АС и В). Подобные объекты могут помочь ученым понять, как зарождаются и эволюционируют системы, включающие в себя несколько звезд.

Существование первой системы из пяти звезд удалось подтвердить лишь в 2015 году — она находится в созвездии Большой Медведицы. Кроме того, совсем недавно ученым удалось открыть третью экзопланету в двойной звездной системе Kepler-47.

Радиотелескоп ASKAP отыскал новый крупный остаток сверхновой в Млечном Пути