Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) рассматривает возможность сокращения экипажей пассажирских самолетов. Как пишет Flightglobal, специалисты рассматривают несколько вариантов, один из которых предусматривает возможность управления самолетом только одним пилотом на крейсерском участке маршрута. По другому варианту, один пилот сможет вести самолет полностью самостоятельно от взлета до посадки.
Сегодня на большинстве пассажирских лайнеров за управление самолетом отвечают два пилота, которые должны находиться в кабине постоянно. Один из пилотов в полете может выйти из кабины, если это требуется для выполнения каких-либо летных операций или по нужде. При этом на время отлучки второго пилота в кабину приглашается бортпроводник.
По словам исполнительного директора EASA Патрика Кая, эти правила безопасности полетов можно несколько смягчить, разрешив одному из пилотов во время крейсерского полета покидать кабину, например, для отдыха, оставляя ведение самолета на второго летчика. При этом, как отметил Кай, самолет все же должен иметь дополнительные системы безопасности на случай возникновения какой-либо нестандартной ситуации во время отлучки одного из пилотов.
В отдаленной перспективе EASA рассматривает возможность сокращения экипажей пассажирских самолетов до одного пилота. По словам Кая, это станет возможно только после того, как лайнеры получат надежные системы автономного полета, которые в случае нештатной ситуации позволят самолету продолжать полет в полностью беспилотном режиме.
В 2016 году NASA объявило, что в перспективе доверить управление пассажирским самолетом можно будет одному пилоту. При этом самолеты должны быть оснащены системами автономного ведения, а в наземных диспетчерских пунктах должны быть введены должности «супердиспетчеров». Предполагается, что при любой нештатной ситуации «супердиспетчер» на земле сможет брать управление лайнером на себя.
Возможность сокращения экипажей рассматривается авиационными властями нескольких стран на протяжении последнего десятка лет. Основной причиной этого является растущий дефицит пилотов. Этот дефицит вызван несколькими факторами. Во-первых, пилоты старой подготовки начинают уходить на пенсию, в то время как объем подготовки новых летчиков недостаточен. Кроме того, в последние годы быстро росли объемы авиационных перевозок.
Василий Сычёв
Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М станет летающей лабораторией для испытаний семейства двигателей ПД-35 тягой от 24 до 50 тонн. Как сообщает ТАСС, первый полет самолета запланирован до конца года.