Самцы южноафриканских богомолов подрались с самками и принудили их к спариванию

Энтомологи впервые описали принудительное спаривание у богомолов. Самки этих насекомых охотно поедают потенциальных партнеров, причем нередко до спаривания, так что самцам во время ухаживания приходится быть предельно осторожными. Однако самцы южноафриканских богомолов Miomantis caffra выбрали иной путь: они нападают на самок, пытаясь схватить их передними ногами, и в случае победы принудительно осеменяют. Как отмечается в статье для журнала Biology Letters, подобное поведение не дает полной гарантии, что самец выживет и оплодотворит самку, но заметно повышает его шансы на успех.

Самки богомолов рассматривают самцов в первую очередь как еду и лишь во вторую — как сексуальных партнеров. Широко известно, что они часто поедают мужских особей, откусывая им голову непосредственно во время спаривания или сразу после него. Однако нередко неудачливые ухажеры становятся жертвами самок еще на стадии ухаживания. Чтобы избежать этого, богомолы-самцы приближаются к потенциальным партнершам медленно и очень осторожно.

Впрочем, не все мужские особи этих насекомых столь безропотно принимают на себя роль добычи. Как выяснили сотрудники Оклендского университета Натан Бурк (Nathan W. Burke) и Грегори Холуэлл (Gregory I. Holwell), по крайней мере у одного вида богомола самцы ведут себя намного решительнее. В ходе наблюдений за Miomantis caffra, мелкими богомолами с умеренным половым диморфизмом (родина этого вида — Южная Африка, но он также был завезен в Новую Зеландию и некоторые другие регионы), первый автор отметил, что спариванию у них предшествует драка потенциальных партнеров.

Это противоречило литературным данным, согласно которым мужские особи M. caffra обращаются с самками с предельной осторожностью — что неудивительно, ведь у этого вида шестьдесят процентов ухаживаний заканчиваются гибелью самца, причем чаще всего без полового контакта. Самки при этом могут производить потомство без участия самцов, откладывая партеногенетические яйца, так что не слишком заинтересованы в спаривании.

Чтобы больше узнать о размножении M. caffra, Бурк и Холуэлл поймали по 52 взрослых самца и самки этого вида и держали их в отдельных вольерах, периодически подкармливая мухами. В ходе экспериментов каждую самку сажали в перевернутый стаканчик из прозрачного пластика и через час подсаживали к ней случайно выбранного самца. Затем за поведением насекомых наблюдали в течение двадцати четырех часов, фиксируя драки, проявления каннибализма и успешные спаривания (к последнему пункту относили все случаи, когда самец успел оплодотворить самку, независимо от того, был ли он в итоге съеден или спасся).

Богомолы из двадцати девяти пар вступили в физический контакт в первые двенадцать часов эксперимента. Инициатором всегда становился самец, который прыгал на потенциальную партнершу, взмахивая крыльями. В девяноста процентов случаев самка отвечала на это агрессивным выпадом, после чего начиналась схватка, каждый из участников которой стремился поймать другого хватательными ногами. Средняя продолжительность драки составила 12,77 секунды.

Семь процентов драк закончились без явного победителя, а их участники разошлись миром. В тридцати пяти процентах случаев самка первой схватила самца и съела его. Однако пятьдесят восемь процентов драк завершились победой самца, которому удалось первому схватить самку. В шестидесяти семи процентах случаев это привело к спариванию (в результате которого половину самцов съели, но уже после оплодотворения самки, что можно считать успехом). Двадцать процентов выигранных самцами поединков закончились ничем, а в тринадцати процентах случаев самка все равно съела победителя, не дав ему спариться с ней.

По крайней мере четыре самки, проигравшие схватку с самцами, получили хорошо заметные колотые раны брюшка, из которых сочилась гемолимфа. В течение нескольких дней эти повреждения зажили, образовав рубцы (похожие рубцы авторы обнаружили у диких самок богомолов). При этом половина самцов, ранивших партнерш, добились спаривания, а половина сбежали.

Авторы отмечают, что, хотя драка с потенциальной партнершей не всегда заканчивается победой самца и не гарантирует ему спаривание, такое поведение заметно снижает риск погибнуть, не успев оплодотворить самку. Скорее всего, способность самцов M. caffra принуждать самок к спариванию, неизвестная ни у одного другого вида богомолов, возникла в качестве адаптации на чрезвычайную склонность самок этого вида к каннибализму во время ухаживаний. Впрочем, авторы допускают, что самцы M. caffra могут прибегать к дракам с самками лишь в крайних случаях, когда менее опасные подходы, такие как медленное приближение к потенциальной партнерше, не дают результата.

Интересно, что, хотя принудительное спаривание широко распространено в животном мире, у видов с сексуальным каннибализмом оно встречается редко. Это может быть связано с тем, что самки у них обычно намного крупнее самцов и с легкостью могут их убить. У M. caffra разница в размерах между полами невелика, что дает самцам высокие шансы на победу.

Богомолы — не единственные членистоногие, которые практикуют сексуальный каннибализм. Самки пауков также нередко поедают самцов. Чтобы выжить, последним приходится идти на хитрость. Например, они могут приносить паучихам подарки или, как в случае пауков Thanatus fabricii, обездвиживать их ядом, связывать паутиной и затем оплодотворять, не рискуя стать обедом.

Галки не предали семью ради вкусной еды