Направленное на автономию воспитание помогло немецким семьям адаптироваться к социальной изоляции

Воспитание, поддерживающее автономию, краткосрочно положительно повлияло на адаптацию немецких семей к мерам социальной изоляции, введенным во время пандемии COVID-19, в частности, закрытию школ. В первую очередь, такое поведение способствовало сплоченности семьи и энергичности родителей, говорится в статье, опубликованной в журнале Child Development.

Учитывая точку зрения ребенка, предоставляя ему варианты для обдуманного выбора, отказываясь от общения в форме повелительного наклонения и отсылок к долженствованиям, родители поддерживают автономию детей. Считается, что подобное поведение взрослых положительно влияет на адаптацию ребенка, на благополучие родителей и на семейный климат в целом. Если уточнять, то такая манера взаимодействия способствует внутренней мотивированности ребенка, его психическому комфорту, сами родители чувствуют удовлетворенность своих потребностей, а отношения внутри семьи характеризуются открытостью, сплоченностью и индивидуальной свободой. Но неизвестно, как связано поддерживающее автономию поведение с адаптацией семьи к эпидемиологическим мерам, которые, например, сейчас применяются для замедления распространения ковида. В частности, речь идет о закрытии школ и переводе детей на дистанционное обучение, когда родители не получают привычную помощь в заботе о детях извне (детские учреждения, бабушки и дедушки).

Андреас Нойбауэр (Andreas Neubauer) из Института исследований и информации в образовании имени Лейбница и его коллеги в течение трех недель ввода карантинных мер в Германии следили с помощью онлайн-анкет за 562 семьями с детьми школьного возраста. Если в семье был не один школьник, то отчеты родители составляли для самого младшего из них.

Участники были набраны через социальные сети, пресс-релизы и контакты со школой и ассоциациями родителей и учителей. Базовый опросник заполнили 970 родителей, из них 838 женщин. Базовая анкета оценивала эмоциональные проблемы, гиперактивность / невнимательность и просоциальное поведение детей, эмоциональный климат семьи: сплоченность, организованность, открытость отношений и жесткость контроля (принуждения, угрозы, давление, критика, вызывающая чувство вины), насколько родители считают насущные жизненные ситуации стрессовыми, а себя энергичными, жизнерадостными.

После родители могли выбрать участие во второй части исследования, в которой они получили 21 ежедневную онлайн-анкету с такими вопросами, как «Насколько это возможно, я позволяю своему ребенку решать сегодня, что он или она хочет делать» или «Насколько это возможно, мой ребенок сегодня делает то, что ему нравится». Также в рамках этой анкеты родители описывали эмоциональное состояние своих детей: в какой степени, от 1 — совсем нет до 7 — очень ярко, их ребенок переживал такие негативные эмоции, как испуг, гнев, грусть и беспокойство, и положительные — счастье, веселье, спокойствие и расслабление. И ежедневно родители оценивали удовлетворенность собственных потребностей. Через три недели они повторно заполнили базовую анкету.

Участники не получали денежного вознаграждения, но могли выиграть один из 40 розничных ваучеров по 50 евро, если прошли первую часть исследования, а среди участников второй части были разыграны 100 розничных купонов (50 евро каждый) и три iPad. Заполнение каждой анкеты приносило участникам по одному билету на эти розыгрыши.

Результаты свидетельствуют о положительной связи между поддерживающим автономию поведением, удовлетворением родительских потребностей и эмоциональным благополучием детей (о высоком уровне положительных эмоций и низком уровне отрицательных) в тот же день (p < 0,001). Более того, когда родители в определенный день проявляли поведение, поддерживающее автономию, на следующий день они чувствовали себя более удовлетворенными в своих потребностях, и это подкрепляло воспитание, поддерживающее автономию (р < 0,05). Но автономия не была связана с благополучием детей на следующий день (р > 0,05).

Несмотря на то, что по прошествии 21 дня участники сообщили об усилении просоциального поведения своих детей, поддерживающее автономию воспитание не предсказывало это усиление, а также не разрешало эмоциональных проблем и снижало гиперактивности детей (р > 0,05). Зато оно было связано с увеличением сплоченности семьи (p < 0,001), но не с другими параметрами психологического климата семьи (p > 0,217). И еще подобный стиль взаимодействия был значимо связан с повышением энергичности родителей (p = 0,009), но не снижал переживаемого стресса сложившейся ситуации (p = 0,144).

Авторы заключили, что воспитание с поддержкой автономии краткосрочно (в течение 3 недель) положительно влияет на адаптацию семей к мерам социальной изоляции во время пандемии COVID-19.

Пандемия дала почву и для других примечательных исследований. Так, опрос почти шести тысяч британцев показал, что общение с домашними животными не помогло людям адаптироваться к условиям самоизоляции.

Екатерина Рощина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Владение тоновым языком облегчило распознавание мелодий

При этом носители тоновых языков хуже различают ритм