Инженеры из Швейцарии и Нидерландов разработали новый алгоритм для квадрокоптеров, позволяющий им оставаться в воздухе после отключения одного винта. В отличие от аналогичных алгоритмов, разработанных ранее, новый позволяет дрону управляемо двигаться, а не только зависать на месте, а также работает только с собственными датчиками дрона, не требуя внешней системы слежения или GPS. Статья опубликована в журнале IEEE Robotics and Automation Letters, а ее препринт доступен на сайте Цюрихского университета.
Мультикоптеры остаются в воздухе и управляют своим полетом благодаря изменению тяги отдельных винтов. Эта схема зарекомендовала себя как простая и надежная, что во многом объясняет резко возросшую популярность гражданских квадрокоптеров в последние годы. Однако, в отличие от самолетной схемы, она намного более восприимчива к поломкам: если беспилотник самолетного типа после остановки винта может планировать и даже благополучно приземлиться, серийный квадрокоптер при отказе двигателя или поломке винта мгновенно потеряет стабильность и упадет.
Исследователи, разрабатывающие алгоритмы управления мультикоптерами, уже показывали на практике, что сохранить квадрокоптер с поломанным винтом в полете возможно. Например, в 2018 году мы рассказывали об алгоритме группы инженеров (среди которых и авторы новой работы), который позволяет квадрокоптеру зависать на месте после отказа двигателя, причем даже при ветре со скоростью до девяти метров в секунду. При отказе двигателя из-за несогласованности крутящих моментов на оставшихся винтах дрон начинает быстро вращаться. Это заметно усложняет стабилизацию из-за сильного изменения показаний инерциальных датчиков, возникающего из-за большого центробежного ускорения, а также сильной смазанности на кадрах с камеры, если используется визуально-инерционная одометрия или другой визуальный метод определения положения в пространстве. В предыдущих работах инженеры решали эту проблему с помощью внешней системы слежения, что не позволяет применять такой метод на практике, или сигналов спутниковых навигационных систем, что затрудняет ее использование в помещениях.
Группа инженеров под руководством Сыхао Суня (Sihao Sun) из Цюрихского университета и Коэна де Виссера (Coen de Visser) из Делфтского технического университета разработала новый метод стабилизации квадрокоптера с отключенным двигателем, работающий исключительно с использованием внутренних датчиков летательного аппарата.
Алгоритм использует данные с датчиков трех видов: инерциального блока с акселерометром и гироскопом, времяпролетного дальномера и визуального датчика. В качестве визуального датчика инженеры использовали два устройства с разным принципом работы. Один из них — это обычная камера, а второй — событийная камера. Камеры такого типа не снимают сразу весь кадр, а работают иным образом: в них каждый пиксель матрицы «срабатывает» лишь тогда, когда воспринимаемая им яркость изменяется на пороговую величину — то есть происходит «событие». Благодаря такому принципу работы событийные камеры лучше отслеживают быстрые движения, что уже не первый раз используют разработчики дронов.
Разработчики модифицировали контроллер полета таким образом, чтобы при отказе одного из винтов он переставал учитывать его при расчетах и проводил их, исходя из трех работающих винтов. Главное новшество алгоритма заключается в системе визуального отслеживания положения дрона. Для этого он использует дальномер и визуальные датчики, которые направлены вниз. Алгоритм вычисляет визуальные признаки на кадрах с датчиков и если признак обнаруживается три раза подряд, он принимается в качестве постоянного и его положение отслеживается в дальнейшем. Используя эти признаки, алгоритм отслеживает положение земли под собой и таким образом может рассчитывать параметры своего вращения и текущее положение.
Инженеры показали, что дрон способен не просто поддерживать свое положение в воздухе, но и двигаться в заданном направлении. При этом оказалось, что эффективность визуальных датчиков зависит от освещения. В светлой обстановке оба вида визуальных датчиков справляются со своей задачей, то есть позволяют дрону не падать и следовать заданной траектории. При снижении освещенности до 100 люксов дрон с визуальным датчиком падает, переставая надежно отслеживать окружающее пространство, тогда как при использовании событийной камеры дрон остается в полете вплоть до 10 люксов.
В 2019 году инженеры из Швейцарии научили дрон быстро реагировать на летящие в него предметы благодаря использованию событийной камеры. Эксперименты показали, что использование событийной камеры снижает задержку реакции аппарата по сравнению с обычной камерой.
Григорий Копиев
Гексакоптер оснащен двумя взлетно-посадочными платформами для квадрокоптеров
Инженеры из Сколтеха разработали гибридный гексакоптер MorphoLander, который выступает в роли передвижного аэродрома для дронов меньшего размера. MorphoLander не только летает, но и может ходить по неровной поверхности при помощи четырех ног. В верхней части корпуса расположены две взлетно-посадочные платформы для микродонов. Дрон может пригодиться для инспекции объектов и поиска пострадавших во время стихийных бедствий, говорится в препринте на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Дроны отлично подходят для выполнения задач поиска, инспекции и мониторинга, но потребляют много энергии и не могут долго находиться в полете. Одним из способов преодолеть это ограничение стала разработка дронов гибридной конструкции, которые могут не только летать, но и передвигаться по земле, например, с помощью колес или ног. Несмотря на то, что такой подход позволяет продлить время работы за счет менее энергозатратного способа передвижения по поверхности, продолжительность полета гибрида и его эффективность часто снижается из-за дополнительного веса. Инженеры под руководством Дмитрия Тетерюкова (Dzmitry Tsetserukou) из Сколтеха предложили использовать громоздкий дрон в качестве носителя для дронов поменьше. Тогда большой дрон выступает в роли передвижного «улья», который в нужный момент выпускает рой маленьких дронов, способных более эффективно выполнить задачу на большой территории за счет совместной работы. Разработанный прототип под названием MorphoLander представляет собой гексакоптер с четырьмя ногами, каждая из которых имеет три степени свободы. С их помощью дрон может передвигаться по неровной поверхности. Масса гибрида немного больше 10 килограмм. Встроенного аккумулятора хватает на 12 минут полета. Сверху на корпусе закреплены две посадочные платформы диаметром 20 сантиметров, на которые могут садиться микродроны. Чтобы микродронам (инженеры использовали Crazyflie 2.1 массой 27 грамм) было проще садиться на MorphoLander, материнский дрон с помощью алгоритма стабилизации старается удерживать горизонтальное положение платформ, подстраивая высоту ног под неровности поверхности. Посадка микродронов происходит под управлением алгоритма машинного обучения, его обучение с подкреплением проходило в симуляторе на платформе игрового движка Unity, который позволяет имитировать физику, с использованием пакета машинного обучения Unity ML Agents. Обученный алгоритм посадки затем испытали в трех сценариях с участием реальных дронов. В первом два микродрона должны были взлетать с расстояния полутора метров от MorphoLander и затем садиться на его платформы. Среднее значение отклонения от центра платформы в этом сценарии составило всего около 5,5 миллиметра. Во втором сценарии микродроны должны были садиться на материнский дрон, стоящий на неровной поверхности. В этом случае ошибка возросла и составила 25 миллиметров. Третий сценарий имитировал реальное применение: микродроны взлетали с платформ, в то время как MorphoLander отходил от места взлета на некоторое расстояние, после чего микродроны должны были сесть обратно. Среднее значение отклонения от центра 20-сантиметровой платформы составило 35 миллиметров. В будущем инженеры планируют увеличить точность и устойчивость алгоритма управления микродронами за счет контроля тяги отдельных винтов. https://www.youtube.com/watch?v=fV8_Ejy81s8&t=1s Совместная работа помогает роботам справляться с более трудными задачами. К примеру японские инженеры разработали систему из работающих в паре дрона и наземного робота. Они соединены друг с другом тросом, что позволяет наземного дрону взбираться на более крутые подъемы. Для этого дрон закрепляет трос на вершине, после чего наземный робот натягивает его с помощью лебедки и поднимается наверх.