Астрономы нашли горячий нептун в «пустыне нептунов»

Астрономы обнаружили горячий нептун в «пустыне нептунов», сообщается в статье, принятой к публикации в Astronomy&Astrophysics. Редкая экзопланета находится в тысяче световых лет от Земли и может помочь ученым выяснить, почему наблюдается дефицит газовых гигантов определенной массы вблизи далеких звезд.

На сегодняшний день большинство экзопланет, обнаруженных астрономами на коротких орбитах вокруг светил, похожи по размерам и массе либо на Юпитер, либо на Землю. При этом горячие нептуны с массами примерно 0,1 массы Юпитера и орбитальным периодом около 2-4 дней в непосредственной близости от звезд встречаются редко — этот феномен называют «пустыней нептунов». Почему так происходит, ученым пока что не ясно, но существуют разные версии. Возможно, подобные небесные тела не способны эффективно удерживать свою атмосферу, и она испаряется под воздействием излучения материнской звезды. С другой стороны, дефицит горячих нептунов может также объясняться убылью плотности внутри аккреционного диска на этапе формирования планетной системы.

Алексис Смит (Alexis Smith) из Института планетных исследований Немецкого аэрокосмического центра вместе с коллегами изучили данные обзора Next-Generation Transit Survey (NGTS), проведенного Паранальской обсерваторией в Чили. Они обнаружили у оранжевого карлика в двойной системе NGTS-14 транзитный сигнал, свидетельствующий о существовании экзопланеты. Дополнительные исследования с помощью телескопа TESS позволили уточнить ее характеристики.

Газовый гигант NGTS-14Ab удален от Земли на тысячу световых лет. Его радиус составляет примерно 0,44 от радиуса Юпитера, а масса — около 0,1 его массы, что позволяет определить плотность — она равна примерно 1,4 тысячи килограммов на метр в кубе. Для сравнения, у Нептуна это значение составляет 1,6 тысячи килограмма на метр в кубе: это говорит о том, что планета сохранила часть своей изначальной атмосферы.

Один оборот вокруг родительской звезды NGTS-14Ab совершает за 3,53 дня, а расстояние между двумя небесными телами составляет 0,04 астрономической единицы, что в десять раз меньше, чем между Меркурием и Солнцем (одна астрономическая единица равна среднему расстоянию от Земли до Солнца). Равновесная температура горячего нептуна оценивается в 1,1 тысячи кельвинов.

Размеры экзопланеты и ее орбитальные характеристики позволяют поместить ее в «пустыню нептунов». Авторы надеются, что открытие большего числа подобных небесных тел поможет установить закономерности, которые укажут на причину ее существования.

Ранее астрономы обнаружили в «пустыне нептунов» первое обнаженное ядро экзопланеты, а также первый ультрагорячий нептун, который находится очень близко к похожей на Солнце звезде.

Первый галактический источник быстрых радиовсплесков 13 дней побыл радиопульсаром