Компания SpaceX протестирует новый способ посадки первой ступени будущей ракеты Starship — после торможения двигателями она будет не приземляться на посадочную площадку, а зацепляться аэродинамическими рулями за стрелу башни обслуживания, рассказал глава SpaceX Илон Маск. Это позволит облегчить конструкцию ступени и даст возможность быстро вернуть ее на стартовую площадку, что, по словам Маска, в будущем может снизить время между запусками одной и той же ракеты до часа.
Starship — перспективная сверхтяжелая ракета SpaceX, которая заменит используемые компанией сейчас Falcon 9 и Falcon Heavy. В отличие от этих двух ракет, Starship будет не частично, а полностью многоразовой, поскольку после запуска на космодром или плавучую платформу будет возвращаться как первая, так и, при необходимости, вторая ступень. За несколько лет проект претерпел множество изменений, но в каждой его итерации предполагалось, что обе ступени будут использовать проверенную на ракетах Falcon схему с реактивной посадкой на встроенные в ракету опоры. Единственным отличием была последовательность посадки второй ступени, которую компания недавно продемонстрировала во время первого высотного испытания прототипа Starship SN8 — вторая ступень снижается в горизонтальном положении и прямо перед посадкой разворачивается, чтобы сесть вертикально.
Глава SpaceX Илон Маск рассказал в твиттере, что инженеры компании внесли в проект еще одно изменение, касающееся посадки. Согласно новым планам, компания протестирует посадку первой ступени не на посадочную площадку, а на стрелу башни обслуживания. Предполагается, что ракета погасит скорость двигателями и зацепится за стрелу (по-видимому, модифицированную) аэродинамическими рулями, помогающими управлять посадкой при снижении с большой высоты. Пользователь твиттера smallstars опубликовал визуализацию того, как может выглядеть такая посадка.
Маск выделил три преимущества такого подхода: это снижает массу и стоимость ракеты за счет отказа от посадочных опор в ракете, а также позволяет быстро переместить первую ступень обратно на стартовый стол, что, по его оценкам, позволит запустить новую ракету на базе этой ступени через час.
От редактора
В новом методе посадки есть и три спорных момента. Во-первых, посадка на зафиксированную стрелу башни обслуживания требует высокой точности позиционирования ракеты при посадке. Также это потенциально более опасно для компании в целом, потому что даже небольшое отклонение может привести не к потере одной первой ступени, а к повреждению стартовой площадки, что повлияет на последующие запуски. Во-вторых, неясно, насколько выгода в массе и стоимости от отказа от посадочных опор будет соотносится с увеличением массы и стоимости аэродинамических рулей, которые должны будут иметь усиленную конструкцию. В-третьих, заявление о полете через час после посадки сложно воспринимать без скепсиса. В 2017 году Маск заявил, что компания попытается перезапустить первую ступень Falcon 9 за сутки, а через год сказал , что это произойдет не позже 2019 года. На момент написания заметки наименьшая разница между запусками одной и той же ступени Falcon 9 составляет 51 день.
Другие компании тоже планируют ловить части своих ракет еще до их контакта с землей или водой, но иным образом. Rocket Lab собирается снижать первую ступень ракеты Electron на парашютах и ловить ее вертолетом во время снижения, а ULA планирует делать то же самое с блоком двигателей будущей ракеты Vulcan.
Григорий Копиев
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.