Астрономы при помощи наземного телескопа LAMOST и космической обсерватории Gaia составили каталог из 591 нового кандидата в высокоскоростные звезды. Они связаны с гало Млечного Пути: у 43 из обнаруженных объектов есть большой шанс покинуть галактику. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Supplement Series.
Обычно к высокоскоростным звездам относят объекты, движущиеся со скоростями на 65–100 километров в секунду больше, чем звезды в окрестностях Солнца. Выделяют четыре типа подобных звезд: гиперскоростные звезды, убегающие звезды, гипер-убегающие звезды и быстрые звезды гало. Среди высокоскоростных звезд также есть объекты, скорость которых превышает скорость убегания из Млечного Пути. Такое поведение связывают с экстремальными динамическими и астрофизическими процессами, в частности — с двойными системами, взаимодействием карликовых галактик с Млечным Путем или влиянием сверхмассивной черной дыры.
Для ученых высокоскоростные звезды представляют интерес не только с точки зрения понимания их природы, но и как своеобразные «зонды» для исследования окрестностей центральной черной дыры, распределения массы в Млечном Пути и темной материи в гало галактики.
Группа астрономов во главе с Ли Ин-би (Li Yin-Bi) из лаборатории оптической астрономии Национальной астрономической обсерватории Китая сообщила об обнаружении 591 кандидата в высокоскоростные звезды в ходе анализа седьмого каталога данных спектроскопических наблюдений наземного 4-метрового телескопа LAMOST (Large Sky Area Multi-object Fiber Spectroscopic Telescope) и второго каталога данных космического телескопа Gaia.
Полные скорости найденных кандидатов в системе покоя галактики превышают 445 километров в секунду, большинство из них представляют собой гиганты, а все объекты кинематически связаны со звездным населением гало Млечного Пути. По крайней мере для 43 высокоскоростных звезд вероятность покидания Млечного Пути оценивается более чем в 50 процентов.
Большая часть обнаруженных объектов — это звезды внутреннего гало с низким уровнем металличности (содержанием элементов, тяжелее водорода и гелия), однако около 14 процентов кандидатов представляют собой богатые металлами звезды гало, которые могли образоваться в ходе формирования Млечного Пути. Столь низкое значение говорит о том, что основная часть звездного гало Млечного Пути образовалась в результате приливного разрушения галактик-спутников и аккреции вещества. Ожидается, что дальнейшие наблюдательные программы позволят увеличить число известных высокоскоростных звезд и лучше понять галактические процессы.
Ранее мы рассказывали о том, как сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути разлучила звездную пару, породив гиперскоростную звезду, а также о том, как была найдена самая быстровращающаяся звезда галактики.
Александр Войтюк
Она оказалась разреженной
Спускаемый модуль индийской лунной миссии «Чандраян-3» измерил плотность плазмы вблизи лунной поверхности в начале лунного дня. Она составила от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр, сообщается на сайте ISRO. Полезная нагрузка миссии «Чандраян-3» состоит из камер и семи научных приборов, пять из которых входят в состав спускаемого модуля. Один из них — зонд Ленгмюра эксперимента RAMBHA (Radio Anatomy of Moon Bound Hypersensitive ionosphere and Atmosphere), представляющий собой металлический сферический зонд диаметром пять сантиметров. Он установлен на метровой выдвижной мачте, чтобы прибор мог работать в невозмущенной окололунной среде. Зонд позволяет определять параметры плазмы, такие как плотность или температуру ионов и электронов, вблизи поверхности Луны. Для этой цели на него подается положительный или отрицательный потенциал относительно опорного электрода и снимается вольт-амперная характеристика. Анализ первых данных, полученных зондом Ленгмюра 24 августа 2023 года, показывает разреженность окололунной плазмы, которая характеризуется плотностью примерно от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр. Эта оценка относится к началу лунного дня, последующие измерения должны показать динамику плотности в течение всего лунного дня, на которую должен влиять солнечный ветер. Ранее мы рассказывали о том, как «Чандраян-3» углубился в лунный реголит на восемь сантиметров и определил состав реголита в южном приполярном регионе Луны.